Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана - Страница 8 Средние века

Естественно, такую картину можно давать только в очень обобщенном виде, делая акценты на определенных направлениях поступательного развития человечества и локальных проявлениях этого развития. Ограничениями в этой обширной программе может служить проблематика, связанная с переходным от обезьяны к человеку периодом, вплоть до момента начала использования орудий и орудийного производства в целом как одного из факторов становления человеческих коллективов и организации гуманитарных социальных отношений. Именно от этого раннего рубежа я представляю себе возможным начать достаточно связный, хотя и изобилующий массой лакун, обзор — вначале доисторического, а потом и исторического прошлого отдельных регионов Евразии.

Для древнейшего периода, связанного с осуществлением этой программы, наиболее полную картину, пусть и в обобщенном виде, можно представить по проблемам становления древних человеческих коллективов, прежде всего, в свете осуществлявшегося в них раннего этапа орудийного производства и производственных отношений. Однако этот подход выводит на две стороны проблематики. С одной стороны, как формируются уже не чисто биологические, а социально-территориальные коллективы, а с другой — как соотносятся эти новые коллективы с весьма устойчивыми видами производства, превращающегося в традиционную для данной человеческой популяции форму постоянной и темпорально непрерывной деятельности. Сам по себе процесс выработки устойчивого производственного инвентаря, систематизация способов его применения в целях производства жизненно необходимых для коллектива продуктов и различного рода сооружений требовал определенных коллективных же усилий по созданию пусть примитивного, но достаточно всеобъемлющего информационного поля, которое определялось соответствующим уровнем мышления, памяти и способов общения. Оно обеспечивало уже в доисторические периоды сравнительно обширные пространства для обмена жизненно важной информацией, увеличивающиеся со временем за счет расширения однородной (или хотя бы пригодной к контактированию) языковой среды и различного рода организованных передвижений человеческих масс по континентам. Когда создавалась небезызвестная теория «осевого времени», как представляется, остался достаточно слабо учтенным один из мощнейших материальных факторов, связанных с распространением вида Homo sapiens по территории суши, пригодной для освоения человеком, а именно демография человеческих коллективов, возросшая, укрепившаяся за счет расширения экологической базы, повышения адаптационных способностей человека, который с помощью огромных умственных усилий расширил свои адаптационные возможности, создав многие защитные и энергийные отрасли материальной культуры, позволяющие ему выживать в большинстве регионов Земли и даже в условиях близких к экстремальным. Без учета этих обстоятельств, позволивших человеческим коллективам освоить в качестве ойкумены огромные сплошные широтные пояса суши, к концу II тысячелетия до н. э. организовавшиеся во взаимосвязанные информационные поля, сама теория «осевого времени» выглядела, скорее, как необъяснимый мистический символ духовного единения, как форма господства космических духовных сил над жалким, полностью зависимым от них «человеческим родом». Такой подход представляется мне жестоким заблуждением.

В связи с выработкой способов общения естественно уделить значительное внимание проблеме становления языковых форм общения, прежде всего различных его аудиоформ, т. е. так или иначе рассмотреть процесс становления древнейших языков. Впрочем, сама по себе особенность информатики подразумевает подключение в эту сферу одновременно со слуховым аппаратом также и средств визуального наблюдения. Эти две сферы, формирующие первоначальные первобытные языки, еще в доистории активно сливаются и, благодаря им, создаются два вида долговременных человеческих знаний, которые в самом общем плане могут быть связаны с древним изобразительным творчеством и первоначальными формами письменной речи. Этот раздел первобытной истории или доистории тесно связан с конкретными процессами перехода от чисто биологических структур коллективов к созданию человеческого общества. Пожалуй, это наиболее сложная проблема из существующих ныне в гуманитарных науках, к тому же проблема, подвергшаяся значительным алогичным деформациям благодаря вечному присутствию в исследовательской мысли и в самой процедуре исследований определенных форм современных духовно-политических умозаключений. Именно отсюда берет свое начало вопрос о расовом неравенстве, вопрос об этнической идентификации, о взаимоотношениях внутри смешанных популяций и особенно взаимоотношениях различных популяций друг с другом. Особенно тех, которые обретают в связи с перемещениями человеческих масс новые соседства и пограничья.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.