Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Легенда о Граале Страница - 10


Тесно связана с кельтскими преданиями.

В Артуровском цикле она - «фея»


(фата), сводная сестра короля, самая могущественная из девяти сестер, управлявших таинственным островом, куда Артур был перенесен после последней битвы. Норманны считали, что это остров Калабрия, где жители называют « фата-моргана» миражи, которые и сегодня можно наблюдать в окрестностях Мессины. Некоторые ученые полагают, что в Моргане остались некоторые черты Морриган, ирландской богини войны и смерти.

Возможно, более интересен «норманнский след». Норманны обратились к бретонским традициям, и это могло бы объяснить наличие в Артуровском цикле кельтских легенд, которые не отмечены на Британских островах: Охота на Белого оленя, Опустошенная земля, Увечный король, Поход в мир иной.

Эта последняя ' тема в особенности, но в связке с другими, трансформировалась в поиск Святого Грааля, главным героем которого стал рыцарь Парсифаль (или Персеваль, или Парцифаль).

Но к кельтским мотивам цикла присовокупились и другие культурные веяния, которые неизбежно определялись исторической панорамой эпохи в целом.

Скит Сан-1'алгано в Тоскане: «меч в ска. >7  11  о

Преданию, он принадлежал святому, каноитирован-иому в 1/85г., что очень напоминает легенды о короле Артуре н Гьаале. Это свидетельствует о быстром распространении в Италии цикла о Граале, оппчастн переработанного с у четом религиозных традиции местного населения.

Смертельно раненного Артура  три женщины перево

Зят па Авалон.


^^алон

Смерть Артура связывают с именем его племянника Модреда, играющего различные роли в разных версиях легенды, но везде он изображается предателем. В битве при Камланне, на равнине Солсбери, оба были смертельно ранены. В тех версиях легенды, где Артур не погибает на поле брани, его находят женщины (две или три женщины или фея Моргана) и увозят на Авалон, чтобы исцелить.

Это место, несмотря на то что его отождествляют с Гластонбери (см. с. 24-25), в большей части преданий наделено явными чертами «мира иного» . Некоторые исследователи считают, что название острова происходит от С/<ш /5/ш/ ( Стеклянный остров»), другие - от Ь/е о/Арр/е? (<Остров яблок» ), так как слова аЬа//, а{а/1, ош//ея и ада//о в различных языках кельтской группы означают яблоко. Символический смысл этого плода настолько разнообразен, он так часто встречается во всех мифологиях, что невозможно рассмотреть все его значения, начиная с символа соединения противоположностей (мужского семени и влажного женского лона) и заканчивая отравленным яблоком (вспомним сказку о Белоснежке), в котором заключалась необходимость смерти, чтобы через нее могло свершиться возрождение.

Эти смысловые значения не'чужды мифологическому субстрату цикла о короле Артуре и Граале, тем более, если согласиться с замечанием, сделанным о яблоке, М.-Л. фон Франц, психолога глубинных состояний: «Яблоко несет в себе потенциальную возможность осознания, „осознания Бога“, через познание противоположностей, Добра и Зла, заключенных в себе».

Авалон напоминает также имя древнего кельтского божества Аваллоха, который в легенде станошггся Эвелаком. О нем говорится, что Иосиф Аримафей-ский его окрестил, и, несмотря на тяжелую рану, Эвелак выжил, питаясь исключительно освященными просфорами.


Для кельтов Авалон, помимо места встречи людей и богов, героев и роковых созданий, представлялся Библейским Эдемом, где земля дарит свои плоды, но возделывать ее не надо, и повсюду царит, вместе с изобилием, блаженство.

Показательно также, что остров ассоциировался с Женским Началом. В легенде Жизнь Мерлина остров принадлежит девяти сестрам во главе с Морганой (см. с. 36-37), живущим наподобие жреческой общины, о которых латинский историк Помпоний Мела писал, что они жили на галльском острове Сена, могли врачевать неизлечимые болезни и обладали необыкновенным даром предвидения.

Адама II Еву изгоняют из Рая. Фрагмент Изгнания из Рая Джованни ди Паоло. Нью-Йорк, Собрание Леман.

Явление Парсифаля

Продолжая традиции бардов и ирландских сказителей, менестрели принесли на Британские острова мифы и легенды своей родины, в которых особое место уделялось образу героя, что характерно для эпоса всех народов. В этой связи нужно отметить, что мужественное поведение, образцом которого был герой, в древнем кельтском обществе вырабатывалось под руководством друидов и оттачивалось не только в длительных технических упражнениях, 1-10 и в духовных, включавших периоды настоящей инициации (чем, в частности, объясняется роль волшебника Мерлина в Арту-ровских легендах).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru