Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Легенда о Граале Страница - 4

Пантеон кельтский насчитывал до сорока божеств, но нетрудно понять, что все они являлись, с небольшими вариациями, воплощением той единственной, Божественной энергии, которая дает жизнь и управляет ее циклами. Эту энергию воспринимали и поклонялись ей в трех ипостасях: это Сила (или Могущество), связанная с Солнцем и оплодотворяющей энергией светила; это Любовь (или Красота), связанная с Луной, Землей и водами, которые вынашивают и взращивают любую новую форму жизни после оплодотворения; это Мудрость (или Знание), позволяющая внутреннему миру соприкоснуться с тайной жизни и получить о ней целостное духовное знание. Если в официальной христианской концепции Троицы доминирует мужской архепит (многие ученые считают, что культ Марии только заполняет < пустоты»), то в кельтской триаде Женское Начало и его проявления (Дева, Супруга, Мать, Любовница, Старуха) являются неотъемлемой частью Божественного, сливаясь с Любовью.

Образы, наиболее часто сопровождающие понятие «Богиня» в кельтской мифологии, - это дверь (как посредница между природной жизненной силой и силой духовной); это способность утолить печали и страдания; это извечная забота о цикле жизни и смерти (Белая богиня и Черная); это источник поэтического вдохновения.

Б древневаллийском эпосе  особо

Подчеркивается отношение кельтов к Женскому Началу. Богиня Рианнон, которая изображалась на быстром скакуне в сопровождении волшебных птиц и могла пробуждать мертвых и погружать живых в семилетний сон, медленно скачет перед королем Артуром и небольшим отрядом его верных друзей.

ВОДА КАК СИМВОЛ В ПОНИМАНИИ ИСТОРИКА МИРЧЕА ЭЛИАДЕ

Способность РегенераЦии

Г|ля кельтов вода была 2-1неразрывно связана с Женским Началом, порождающим формы, а также очищающим их и вновь поглощающим.

Эта двойственность подчеркивается историком религии Мирчеа Элиаде: «Вода не может превзойти грани потенциальных возможностей, заложенных в зародышевых и латентных формах. Любая "форма" проявляется поверх воды, отрываясь от воды. Н о когда этот отрыв происходит... каждая форма оказывается во власти законов времени и жизни, приобретает конечные пределы, участвует во всеобщем становлении, если только путем периодического погружения в воду не регенерируется».

Кажется, до нее рукой подать, но, когда кто-нибудь из рыцарей пытается к ней приблизиться, всадница быстро отдаляется, как цель, к которой рыцарь стремится, но она всегда его опережает.

Сложная проблематика взаимоотношений между мужчиной и Женским Началом, когда человек выбирает стимул к жизни или смерти, который женщина, как Любовь, может передать, была далеко не чуждой рыцарскому эпосу, посвященному « поискам» Грааля. Достаточно вспомнить рыцаря Ланселота. Признаваясь в своей страсти кДженевре отшельнику у ручья, доблестный рыцарь говорит: - ... я люблю ее так нежно, что не желаю даже мысли, что мне придется отказаться от ее любви. .. чувство, которое я к ней питаю, кажется мне таким прекрасным и благородным, что без него я не могу жить; моя любовь так глубоко укоренилась в моем сердце, что я никогда ее не оставлю, а все мои рыцарские подвиги, достойные внимания, которые я совершаю, родятся только ИЗ этого чувства. Она несет в себе столько красоты, достоинства, мудрости, учтивости и благород-

Ланселот Озерный на миниатюре конца XVв. Его роковая связь с водой (Женским Началом) подчеркивается даже его именем, не говоря о длительном в подводном замке Хозяйки озера.



Ства, что ее не забудет никто из тех мужчин, кто ее любил».

Отшельник отвечает: «Чем больше ее красота и достоинства, тем больше ее вина за то, что она делает, и тебя это тоже касается». Мы знаем, что Ланселоту удалось достичь только порога часовни Грааля, но войти туда он не смог.

Раковина, как 11 глиняный горшок, 11  отсылает

К общепринятой этимологии: сосуд, похожий на кельтский большой котел.

Тема «сокровища»

• ( л ЖроВП 111,0 •> в фольклорных и волшебных преданиях часто облекается в форму сосуда с драгоценным содержимым, и это относится также к


Различным малым и большим котлам из кельтских легенд (см. с. 8-10). У кельтов черты •сокровища•> приобретает отрубленная голова (см. с. 10). В этой связи инте-

Ресно отметить, что на латыни слово «голова > сначала обозначало «горшок из обожженной глины», затем ¦ равовн и ¦> и, наконец, «черепную коробке», но все эти значения связаны с образом «сосуда». В символике алхимии череп был символом сосуда превращения, так как в нем помещался мозг, «божественная часть» человеческого существа, вместилище мысли, ума и тайны. Как считал психолог глубинных состояний Юнг, «голова, имея сферическую форму и вмещая дух, может считаться символом Себя» .

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru