Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Легенда о Граале Страница - 7

В этой связи следует упомянуть еще одного персонажа, Вильгельма Малмсбери, который до пожара подолгу жил в аббатстве и изучал документы, которые были ему необходимы для написания работы Ое апЩшШТе С1аПотежк Еа/емае (««Древности церкви Гластонбери»). Этот трактат историки считают очень точным, но в дальнейшем он стал предметом изменений и вставок, относящихся, в частности, к вопросу отождествления

Вет о чка с цветками ежевики. В предании, соединившем Иосифа Аримафейского с Гластонбери, говорится, что он, указывая место, где будет заложен первый камень христианского города, воткнул в землю свой посох, который покрылся листьями н цветами ежевики.

Грааль и Таинство евхаристии

Если символику Грааля нельзя отделить от дохристианского культурного наследия кельтов и особенностей христианской церкви на Британских островах, это отнюдь не означает, что на процесс ее формирования не влияли и иные факторы, независимой носительницей которых стала Церковь и ее проповедь.

Сама связь Грааля с Тайной вечерей побуждала проверить евангельское предание в тех исторических декорациях, где все это происходило, а именно - в Иерусалиме. Местонахождение горницы, где Иисус с апостолами в последний раз вкушали пасхальную трапезу, неизвестно. Даже ученики, согласно Евангелию от Марка, его не знали. Они пришли туда, следуя точным указаниям Учителя, за человеком с кувшином, который привел их в большой зал, убранный к празднику, на второй этаж здания, находившегося вблизи городских ворот. В христианской традиции эта горница-трапезная отождествляется с комнатой, расположенной над погребением (на самом деле, это кенотаф, так как могила пуста) царя Давида. За могилой находится ниша со следами пожара, которая навела ученых на мысль, что это то, что осталось от храма Сиона, сожженного персами в VII в. Святой Сион считался матерью всех церквей, так как люди верили, что эта церковь возникла на том месте, где впервые было совершено Таинство евхаристии (причастия), а именно - на месте трапезной.


Впечатление, оказываемое на массы самой мыслью, что каждый раз, во время мессы, освященное вино и хлеб превращаются в тело и кровь Христовы, напиток и пищу жизни вечной, должно было быть огромным. Мы можем вообразить, какие чувства испытывали первые христиане, причащавшиеся Святых даров.

Если в церковных установлениях считалось, что только священнослужители обладали харизмой для освящения хлеба и вина, то освященные просфорки могли храниться в домах,

А верующие имели право давать их друг другу в отсутствие священника и во времена гонений. В одном английском переводе Иосифа Аримафейского Робера де Борона (см. с. 20) говорится об одной женщине, которая каждый день, после омовения рук, принимала «причастие» из драгоценного ларца, о чем ее муж-язычник не должен был знать. После смерти она оставила сокровище своей дочери, ставшей впоследствии супругой одного из королей Грааля. По прошествии времени, в мире, полностью христианизированном, причащение мирян освященной просфорой во время отправления мессы (обедни) стало происходить все реже и реже (обязанность причащаться хотя бы раз в год была установлена в 1215 г.). Что касается вина, то из опасения, как бы ни одна капля крови Христовой не пролилась на землю, право причащения вином принадлежало только тем, кто служил мессу.

На с. 26. Интерьер предпо-лагаемой горницы/- трапезной в Иерусалиме. Вверху. Тайная вечеря. Византийская фреска XIII в. в церкви Св. Климента в Окриде ((Македония).


С точки зрения теологии определение изменения субстанции предметов евхаристии было принято только в том же 1215 г. на Латеранском соборе. Поэтому не кажется случайным, что возникновение преданий о Граале датируется концом Х11 - началом Х111 в. Римская церковь в это время официально утверждала свою абсолютную власть в руководстве духовной жизнью верующих, не без сильного сопротивления со стороны христиан, не разделявших ее позиции, целей и выбора.

Люцифер похищает ведьму перед ее погребением. Ксилография 1493 г.

Гластонбери Авалону (Вильгельм первым написал об обнаружении предполагаемой могилы Артура и Дженевры).

Отождествление Авалона с Гластонбери документируется письменным источником, который был создан в период между 1191 и 1212 г. на старофранцузском языке: Рег/езюаш /е СаИок («Персеваль Валлийский») и предшествовал поэмам История Святого Грааля, и Поиски Святого Грааля из Вульгаты) (см. с. 45-48). Несмотря на то что произведения были созданы во Франции, их действие происходит в Сомерсете. На знаке, заменяющем последнюю строфу, написано, что латинский текст - пыл привезен на остров Авалон, в святой дом монахов, возвышающийся на границе Счастливой Земли. Зам покоятся в гробнице король Артур и е го королева, но свидетельству благочестивых монахов, живущих там и знающих от начала до конца всю истинную историю».

Библейские сценарии

Одно из наиболее выдающихся и удачных произведений циоа о Граале - это, несомненно, Парцифшп немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха, созданное около 1210 г. Автор говорит о Граале не как о чаше, а как о камне и сдвигает временные рамки предания задолго до Пришествия Хр и ста и даже до сотворения человека.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru