Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Легенда о Граале Страница - 9

Доблестно защищавший свой народ от нашествия англов.

С его именем можно связать победу при Монс-Бадоникус, местечке, географическое положение кото

Король Артур иамипиатю-ре XIV в.


Рого не установлено, возможно, это на юге Англии, где и произошла битва (между 506-516 г.). Самый древний источник, в котором встречается его имя, - это валлийская поэма Годод-^////, созданная около 600 г. и приписываемая барду Анейри-ну. Говоря о некоем воине, который в изобилии давал пищу черным воронам на бастионах крепости, автор восхваляет его, «хотя воин и не был Артуром».

Менее обобщенные сведения содержатся в двух кодексах, в которых собраны валлийские поэтические тексты, составленные между 1250 и 1325 г. В одном из них из уст Артура мы узнаем имена его товарищей - победителей над колдуньями и кровожадными, чудовищными тварями. В другом, в Ките Ътиезшш, повествуется о неудачной экспедиции Артура и его товарищей в мир иной, чтобы добыть там волшебный котел. Другие сведения можно по-черп нуть из Мабиногиона - собрания мифологических и эпических легенд.

Руины замка на скалах 1'интагеля полуострова Корнуолл, который туристическая реклама выдает за замок короля Артура. Несмотря на эту «фальсификацию», Корнуолл, несомненно, сыграл решающую роль в формировании АртуровсЩ/х легенд.

В более древних преданиях двор Артура находился не в Каерлоне или Камелоте, а в Цел-ливиге на Корнуолле. Кроме того, в этих легендах король не наделен чертами просвещенного и мудрого монарха, которые появятся в более поздних романах, когда окончательно утвердится идеология рыцарства, здесь он типичный кельтский воин, воплощающий < культурную» связь С кровью - символом Могущества. Рассказывается, например, что, излив весь свой гнев на ведьму и разорвав ее в клочья, он позволил одному из своих товарищей собрать ее кровь и всегда возить с собой.

Первым, кто < зафиксировал» Артура и его товарищей в тех образах, которые всем нам знакомы, был норманнский кшрик Гальфрид Монмутский, написавший между 1132 и 1138 г. п пи кк ю хронику История королей Британии, являющуюся, по большей части, вымыслом.

То обстоятельство, что сохранилось более двухсот манускриптов этого произведения и оно было сразу же переведено на многие языки, говорит об исключительном успехе хроник.

О круглом столе впервые упоминается в одной французской обработке произведения Гальфрида, которое уже существовало к 1155 г.: это Роман де Брют Робера Ваиса. Специалист но Средним векам, Р Барбер считает, что стол не вымысел: он был частью приданого Дженевры, ставш ей супругой Артура, и был так огромен, что вокруг него можно было поставить до ста пятидесяти сидений и усадить столько же высокопоставленных воинов. Однако исторически это собрание не носило характера государственного учреждения с определенным этическим статусом, как впоследствии феодальное рыцарство. Рыцари были только офицерами герцога Б ретани, который мог положиться на их мастерство и верность при отражении набегов англосаксов. Остается все же неизменным то обстоятельство, что, даже если « круглый ии.1" существовал в действительности, его символика исключительно важна, чтобы проникнуть в легендарную проблематику Грааля.


Во-первых, благодаря своей круглой форме этот стол считался прообразом неба, центром которого, где

Круглый стол, но преданию, хранился о Винчестерском замке, но Генрих VIII приказал поменять отделку столешницы, так как в центре была изображена роза Тюдоров. И сегодня этот стол молено увидеть: он висит на стене большого зала замка.

Появляется Грааль, является не конкретный предмет, а полюс притяжения, цель поиска, в процессе которого рыцари не могут позволить себе ни слабости, ни компромиссов.

Небесная символика подчеркивается и тем, что рыцарей Круглого стола было двенадцать (Калогре-нант, 1'алахад, 1арет, 1авейн, Кай, Айвен, Ланселот, Богорт, Персеваль, 11елеас, 'Гор и Тристам), как и знаков Зодиака — < колеса жизни». Круг их обязанностей (наказание злодеев и угнетателей, защита женщин, борьба против всех злых сил, воплощенных в колдовстве, < чрезмерных» существах, таких, как великаны или вредные животные) укладывался в рамки главной задачи - привнести в жизнь < райские» черты для себя и своей общины.

Французская миниатюра XV8.. на с. итпрпн ны рыцари Круглого стола.


Персонаж Дженевры (или Гвиневеры, или 1венхифар) также достоин внимания. В некоторых преданиях говорится, что Артур был женат на грех женщинах, и все они носили это имя. Это наводит на мысль, что роковая королева восприняла мифическое наследие валлийской богини Земли, единой в трех лицах, которая, соединяясь с королем, придавала королевской власти священный характер. В преданиях, где она изменяет супругу с молодым мужчиной, как бы звучит эхо воспоминаний о кельтских женских божествах, таких, как Блоде-вед, которых I. Гравс считает отголосками культа матриархата: богиня ритуально соединяется с королем, а затем его приносят ей в жертву. Другая женская фигура, Моргана,

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru