Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Марко Поло - Страница 4 Средние века

Но сам Поло вряд ли этого желал, хотя обычно путешественники, послы и паломники с удовольствием описывали свои наблюдения и впечатления. Они либо рассказывали обо всем в письме, либо принимались за книгу, едва возвратившись домой. Итак, своей известностью и успехом книга Марко Поло обязана именно Рустичелло. И хотя известность немного запоздала и пришла к Марко только после его смерти, сегодня мы с благодарностью вспоминаем об этом человеке.

Труд Марко Поло называется «Описание мира». Эта книга, сначала переписанная, затем напечатанная и в конце концов изданная под разными названиями на разных языках, приобрела оригинальную форму научных изысканий и экзотических грез нашего венецианца. Она сделала Марко Поло известным, и не исключено, что именно благодаря этой книге Поло остается для нас одной из са. мых выдающихся личностей средневековья. Более того; с него начинает отсчет эра нового мышления и смены ориентиров. Поло одним из первых показал людям мир во всем его многообразии. Его вполне можно назвать первым гуманистом. Благодаря удивительному успеху одного произведения, Марко предстает перед нами как человек прогрессивный, всегда смело идущий вперед, интересующийся всем, исследующий судьбы рас и народов, то есть как личность, заслуживающая большого внимания.

Так великий путешественник, отважный мореход, исследователь, первооткрыватель земель, считавшихся почти недостижимыми, храняшими свои загадки на протяжении веков, предстает перед историками благодаря единственному произведению, которое, вероятно, сам он и не думал писать.

Окончив странствия. Марко Поло остается жить в Венеции. Он был человеком незнатного происхождения и не принадлежал к сословию богатых купцов. Его наследие, главным образом литературное, основывается на произведении, многие главы которого недостаточно ясны и зачастую не удовлетворяют нашего любопытства.

Следует признать, что эта книга может разочаровать современного читателя монотонностью повествования, частыми повторениями и возвращением к уже сказанному, что неизбежно нас утомляет и заставляет скучать.

Произведение отнюдь не отличается захватывающим сюжетом. Трудно представить себе читателя, с упорством щколяра заставляющего себя вчитываться в эти безжизненные и, вероятно, очень приблизительные цифры, утомленного бесчисленными повторами сухих и бесцветных формул. Самое меньщее, что можно сказать — «Описание мира» не читается легко. Монотонность стиля и отсутствие авторской оценки в конечном итоге производят впечатление оторванности произведения от конкретного материала. Автор не раскрывает свою личность, не индивидуализирует свои наблюдения и опыты. Никогда или почти никогда ни один путещественник не описывал так свои приключения. Здесь есть лищь путник, который изучает мир и отмечает что-то в своем дневнике. Какая бедность стиля по сравнению с живыми, точными и живописными отчетами, написанными в то же самое время или немного раньще, миссионерами-францисканцами: Плано Карпини и особенно Гильомом де Рибру-ком (Рубрук)!

Этот труд совсем не является тем, каким хотелось бы его видеть. Тем не менее, он вызывает восхищение историков. Это не рассказ о путеще-ствии, не дневник, даже не картина нравов далеких, мало изученных стран.

В самом деле, эта книга — не о Марко Поло, по крайней мере, не только о нем. Она была написана другим человеком, «профессиональным литератором, встреченным случайно», на чужом, французском языке. Книга Марко Поло стала известна благодаря своему названию («Описание мира») и, естественно, не была предназначена для торгового люда Венеции. Это произведение — дело случая, почти заказ, результат сотрудничества двух людей, довольно обычного в то время и оставляющего неразгаданными много тайн.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.