Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Осадная техника античности и средневековья - Страница 1 Средние века

ВОЕННО-ЙСТОРЙЧЕСКАЯІ БИБЛИОТЕКА

ОСАПНАЯ ТЕХНИКА

АНТИЧНОСТИ

И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


ВВЕДЕНИЕ

Книга посвящена осадному искусству и технике Ближнего и Среднего Востока и Западной Европы с древнейших времен до конца XV в. Осадная техника на Руси и в странах Дальнего Востока уже рассматривалась автором в других работах [60, 61].

Западные исследования по осадному искусству* построены на огшса-нии всех осад, приводимых в источниках, и либо вообще не касаются, либо касаются лишь вскользь конструкции осадных машин. Я решил не утомлять читателя и искусственно не расширять книгу собственным изложением всех осад, огшсанных античными и средневековыми авторами. Поэтому в главе «История осадного искусства» ставится задача лишь проследить основные моменты эволюции осадных методов и техники, а огш-сания отдельных осад (весьма короткие) приводятся здесь только в подтверждение моих слов. Большинство авторов источшжов гшсали настолько жішым языком, что, по-моему, нет ничего хуже, чем ішітаться переложить их на свой лад. Если читатель захочет прочитать''о1шсание какой-либо осады, лучше это сделать в первоисточнике, чем в пересказе; помимо прочего, меньше вероятность, что закрадется ошибка.

Глава «Осадная техника» посвящена исключительно конструкпци различных осадных машин и методам борьбы с ними. Здесь же приводятся реконструкпци осадной техники на основашш почерпнутых из источшжов описаний или различного изобразительного материала. В главе «Методы осады и обороны» рассказьшается поэтагшо о действиях осаждающих и осажденных, а также перечисляются различные хитрости, связанные с осадами. Описанная здесь «правильная» планомерная осада представляет собой, конечно, идеализированную схему, и в реальности осады по такому плану протекали редко. Поэтому последняя глава («Знаменитые осады») содержит описание самых известных и интересных с точки зрения военного искусства осад. Читатель узнает, как на самом деле протекали осады, как происходило развитие осадного искусства и какие методы противопоставлялись той или иной осадной технике. В этой главе я по возможности постарался привести прямое изложение используемых источников. Делалось это по двум причинам. Первая, уже упоминавшаяся вьппе, заключается в том, что я не хотел заниматься пересказом и коверкать язьж автора источника. Вторая причина состоит в том, что эти огшсания служат подтверждением моих вьшодов, изложенных в других местах книги, и, таким образом, я практически избежал повторных и многократных пцтирований. Моими словами изложены в этой главе лишь источники, авторы которых гшсали столь витиевато, что современному читателю их крайне трудно воспринимать, а также источники, не достугшые на русском язьже.

Автор хотел бы выразить искреннюю благодарность Наталье Олеговне Заропщнской, Марине Федоровне Носовой и Ирине Александровне Носовой за неоценимую помощь в подготовке материалов, а также Михаилу Викторовичу Горелику за любезно предоставленные материалы и ценные советы.

Наиболее значительные из них [68] и [82].

Глава I

ИСТОРИЯ ОСАДНОГО ИСКУСТВА

История осадного искусства самым тесным образом связана с историей фортификации. Когда появились первые укрепления, стало развиваться и искусство осады. Чтобы полностью покорить завоеванную территорию, требовалось захватить все крепости и замки. Вильгельму I Завоевателю столь легко удалось захватить Англию, выиграв, по существу, лишь одну битву при Гастингсе, только из-за того, что в Англии отсутствовала развитая система замков. Укрепленные города и замки, как правило, находились на крупных реках или перекрестках дорог. Поэтому миновать их армия вторжения могла, лишь совершив значительный крюк, что затягивало кампанию и вообще ставило ее успех под сомнение, так как гарнизон крепости или замка мог предпринять неожиданную вылазку и перерезать линии коммуникаций. Осады происходили во много раз чаще, чем генеральные сражения. Конечно, полевые или морские сражения приносили полководцам больше славы, но они были и значительно опаснее, так как в них можно было разом потерять всю армию. Поэтому осторожные полководцы с неохотой вступали в открытый бой, решаясь на это только в случае очевидного превосходства сил. Ричард I Львиное

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.