Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ранневизантийская церковная историография - Страница 1 Средние века


И. в. кривушин


Ранневизантийская церковная историография - Страница 1 Средние века

РАННЕВИЗАНТИЙСКАЯ



ЦЕРКОВНАЯ



ИСТОРИОГРАФИЯ



Научное издание



Кафедра истории средних веков Санкт-Петербургского государственного университета;



Доктор филологических наук Любарский Я. Н. (Санкт-Петербургский государственный университет);



Доктор исторических наук Мещерская Е. Н. (Санкт-Петербургский филиал института востоковедения РАН).



Издательство



КАЛЕТЕЙЯ



Санкт-Петербург



1998



ББК 69(Р.)



К 98



Редколлегия серии «Византийская библиотека»:



Г. Г. Литаврин (председатель), О. Л. Абышко (со председатель), И. А. Савкин (со-председатель), С. С. Аверинцев, М. В. Бибиков, С. П. Карпов, Г. Л. Курбатов, Г. Е. Лебедева, Я. Н. Любарский, И. П. Медведев, Д. Д. Оболенский,



Г. М. Прохоров, А. А. Чекалова, И. И. Шевченко



Монография И. В. Кривушина посвящена чрезвычайно актуальной для современной византинистики проблеме — проблеме концептуальной эволюции ранневизантийской церковной историографии, представленной пятью историками ортодоксального направления — Евсевием, Сократом, Созоменом, Феодоритом и Евагрием, поскольку ранняя церковно-историческая концепция до сих пор не стала предметом обстоятельного и систематического исследования ни в западной, ни, тем более, в отечественной историографии. Более того, эта работа является первым в мировой византинистике фундаментальным исследованием всех дошедших до нас ортодоксальных ранневизантийских церковных историй, а не только труда основателя церковно-исторического жанра — Евсевия Кесарийского, который монополизировал внимание зарубежных ученых, тогда как его продолжатели необоснованно рассматривались ими как простые компиляторы. Монография И. В. Кривушина восполняет этот пробел — ранневизантийские последователи Евсевия предстают в ней как оригинальные авторы, которые критически использовали созданные родоначальником жанра способы интерпретации и модели описания церковной истории. Ранневизантийские церковные историки предстают не только и не столько как поставщики информации о прошлом, сколько как мыслители, разрабатывавшие свою собственную «философию истории», отличную и от античных, и от раннехристианских исторических концепций.



Книга предназначена как для специалистов — историков, филологов и философов, так и для всех, кто интересуется историей ранней христианской мысли.



Исследование проведено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 97-06-80080.



Издательство «Алетейя» (г. СПб) — 1998 г. И. В. Кривушин — 1998 г.



Введение


До недавнего времени внимание отечественных ученых сосредоточивалось преимущественно на проблемах «реальной» истории, особенно на проблемах истории экономических и политических институтов общества, тогда как проблемы духовной истории человечества оказывались отнесенными на периферию исследований. Но даже на фоне ограниченного интереса к интеллектуальной истории поражает общее равнодушие ученых к такой важнейшей ее составляющей, как история исторической мысли, особенно доиндустриальной эпохи. Появившиеся в последнее время некоторые серьезные и основательные исследования, посвященные отдельным представителям античной и средневековой историографии', еще не позволяют говорить о существовании особого научного направления или хоть сколько-нибудь многочисленной группы ученых, сконцентрировавшихся на широком и систематическом изучении исторической мысли на ранних стадиях ее истории. Работы обобщающего характера^ слишком редки, чтобы удовлетворить потребность в историографическом синтезе.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.