Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рыцарство Страница - 12

Это определенный образ жизни, в котором мы можем различить три основных аспекта: военный, аристократический и религиозный; однако же и само понятие «образ жизни» - вещь весьма сложная и подобна живому организму; таким образом, мы пока что располагаем определением рыцарства лишь в самых общих чертах, и нам предстоит еще очень многое внимательно рассмотреть.

Примечания переводчика

De Roland) относится примерно к 1170 г., однако поэма сложена значительно раньше и сюжетно связана с неудачным походом франкского короля Карла Великого в Испанию в 778 г.

Баярд (Баяр), Пьер Террель, сеньор де Баярд, по прозвищу Рыцарь без страха и упрека (1475—1524) - французский военачальник, участник итальянских войн 1494—1559 гг.

2* Битва, во время которой норманны в 1066 г. под предводительством Вильгельма, герцога Нормандского, ставшего впоследствии королем Вильгельмом I Завоевателем, одержали победу над англосаксонскими войсками.

Лот-Грааль» (XIII век), точнее «Книга о Ланселоте Озерном», а не роман

Кретьена де Труа «Рыцарь телеги, или Ланселот», который был написан между 1165 и 1175 гг. О цикле «Ланселот-Грааль» см. подробнее далее.

4* «Время Кретьена» - период с середины 60-х до начала 90-х годов XII века.

Первая франко-провансальская поэтическая версия «Романа об Александре» датируется 30-ми годами XII века. Ее автором был некий Альберик из Бриансона (ил систему воспитания молодого Александра Македонского (разумеется, личности не исторической), Альберик изложил систему своих взглядов на воспитание настоящего рыцаря.

6* Жан Фруассар (ок. 1337 - после 1404), знаменитый хронист и поэт родом из Геннегау (Нидерланды).

Жан де Бюэй (ок.1405-1477), французский военачальник, капитан, сражавшийся, в частности, под знаменем Жанны д'Арк. Впав в немилость у короля, он побудил трех человек из числа своих слуг написать повествование о его жизни под названием «Ье Іоотепсеї» («Юнец»), в котором чрезвычайно ярко выражена психология воинской доблести.

8* Гиллеберт де Ланнуа, 1386 - ок. 1450, бургундский дипломат и путешественник, канцлер Бургундии, камергер бургундского двора.

Глава II

СВЕТСКИЕ КОРНИ РЫЦАРСТВА

Жоффруа де Шарни в своей «Livre de chevalerie» предлагает нам модель рыцарственного мужчины, которого следует уметь отличать в реальной жизни, не прибегая к исследованию проблем внутренней мотивации его поступков, чаще всего недостаточно освещенной историческими источниками. Мы не разочаруемся в результатах своего историческог сорта, а также узнаем, что истинные художники, создавшие словесные портреты таких людей, были прекрасно осведомлены о существовании общепринятого образца preux chevalier (доблестного рыцаря), с которым и должны были в основном совпадать портреты героев их Произведений.

Итак, рассмотрим один пример. В 1394-1395 гг. Томмазо III, маркиз ди Салуццо, проводил время в мучительном бездействии, будучи в плену у давнего врага их семьи графа Савойского, и занимался тем, что сочинял длинный аллегорический трактат под названием «Chevalier errant» («Странствующий рыцарь»).1 По мере развития сюжета главный герой (без сомнения, сам Томмазо в им же выдуманной стране) отыскивает путь ко двору госпожи Фортуны, где обнаруживает целую толпу просителей, в которой было немало его выдающихся современников. Маркиз описывает каждого из них и чаще всего довольно критически - например, Венцеслав (Венцель, Вацлав), император Священной Римской империи1*, изображен как добродушный и слабовольный человек средних лет, любящий по утрам поваляться в постели

И выказывающий весьма сильное пристрастие к вину, что впоследствии его и в самом деле погубило. Есть, правда, среди героев этого трактата один-два человека, жизнь которых складывается более успешно, и среди них молодой рыцарь лет тридцати, bel et joli et amoureux (добрый, красивый, влюбленный), который оказывается миланским condottiero (кондотьером) Галеаццо ди Мантуа. Этот молодой человек, по словам Томмазо, впервые взял в руки оружие при осаде Салуццо. где храбро сра на рыцарском турнире в Фоссано, где освободил некоего немецкого рыцаря от обета, обязывавшего его совершить ратные подвиги во время рыцарского поединка, кто бы из равных ему по рождению и положению в обществе ни принял его вызов. Это было первое из множества подобных приключений Галеаццо, и все они были им предприняты «во имя одной дамы, обладавшей высшей красотой и страстно (par amours) им любимой».2 Галеаццо затем отправился путешествовать и участвовал в войнах французов против англичан. И в тот день, когда Галеаццо, схватившись один на один с английским капитаном, выбил противника из седла - хотя этот капитан прежде победил немало французов - он был посвящен в рыцари. Затем он переплыл Великое море (т. е. Средиземное) и в качестве паломника посетил монастырь Св. Катерины на горе Синай, после чего некоторое время служил королю Кипра. Впоследствии он на стороне французского короля участвовал в войне против герцога де Жюльера, путешествовал по Германии и сражался против турок под знаменами венгерского короля. «Знайте, что какое бы военное испытание ни было ему предложено, вы всегда найдете, что он готов идти навстречу этому испытанию; если же он проживет достаточно долгую жизнь, то в своем рыцарстве сможет сравниться лишь со славными рыцарями Круглого Стола сэром Тристаном или сэром Паламедом.»3 Эти завершающие произведение слова показывают, что Томмазо прекрасно понимал, что списывает карьеру своего героя с некоего образца, а потому запросто мог поместить своего Галеаццо на одну доску с «самыми доблестными» (soulverein preux) - с теми, кого Жоффруа де Шарни описывает как шествующих от победы к победе на турнирах и на войне, верных в любви и готовых м любую минуту отправиться в дальние страны в поисках военного опыта.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru