Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рыцарство Страница - 7

Начинается она рассказом о происхождении института рыцарства. Когда, после изгнания человека из Рая, войны и прочие «мерзости» («misprision»), постепенно проникая в наш мир, стали разрушать его, и было создано рыцарство, имевшее целью защищать людей и обуздывать людские страсти. Лишь один человек из каждой тысячи (ex mille electus), «самый верный, самый сильный, самый благородный и мужественный», избирался, чтобы стать рыцарем (miles).24 Он имел коня, «самое благородное из животных», и наилучшие доспехи, какие только мог достать. Ему также должен был служить оруженосец, а под начало его поступали простолюдины, которым вменялось в обязанность возделывать его земли и содержать самого рыцаря и его скот. С этого, по мнению Луллия, и началось рыцарство и просуществовало в таком виде до тех времен, когда появился на свет и жил он сам, и долг каждого рыцаря с детства воспитывать своих сыновей так, чтобы они могли выполнять те функции, ради которых и было изначально создано рыцарство. Однако это не только постоянные упражнения в искусстве верховой езды и различных военных искусствах: нет, понятие «рыцарство» имело куда более глубокий смысл. На самом деле, пишет Луллий, этику рыцарства и рыцарскую премудрость следовало бы подробно изложить в книгах, а самих рыцарей обучать в специальных школах подобно тому, как обучают основам христианского учения клириков.25 Таковы первые наметки по созданию обладающих чрезвычайно широкими возможностями военных школ, которые явились бы основой для обучения военным наукам и искусствам - не правда ли, весьма достойный вклад со стороны такого активного пропагандиста миссионерских школ, вроде Школы в Мирамаре, как Луллий? Однако эти важные предложения так и не были реализованы вплоть до начала эпохи Возрождения - то есть, об идеях Луллия забыли еще на целых два с половиной столетия.

Однако в отсутствие учебных заведений наилучшие советчики - книги, и Луллий продолжает во всех подробностях обсуждать со своими читателями обязанности рыцаря. Его наипервейший долг - защищать веру Христову от неверных, за что его будут чтить не только в нашем мире, но и после смерти: это, безусловно, речь истинного сына крестоносца! Рыцарь обязан также защищать своего светского сеньора, заботиться о слабых, женщинах, вдовах и сиротах, и постоянно тренировать свое тело, охотясь на диких зверей - оленей, диких кабанов и волков - и участвуя в поединках и турнирах. Под руководством своего короля он должен вершить суд среди подчиненных ему людей и руководить ими в трудах праведных. Именно из числа рыцарей королям следует выбирать своих прево, бальи и прочих высших должностных лиц. Рыцарь, в свою очередь, должен быть всегда готов незамедлительно покинуть свой замок и отправиться защищать дороги или преследовать разбойников и злоумышленников.26 Ему также нужно: получить определенные знания о добродетелях, необходимых для выполнения всех вышеперечисленных обязанностей; постараться набраться мудрости; воспитать в себе милосердие и верность. Однако же в рыцаре важнее всего воинская доблесть, «ибо более всего рыцарство славится именно благородством мужества (noblesse de courage)» (т. е. доблестью).27 А превыше всего для него честь. Ну а гордыни рыцарь должен бежать, как и лжесвидетельства, лени, разврата и - особенно! - предательства (следует отметить в концепции Ауллия весьма архаичный привкус - особенно в том, что касается особо тяжких видов предательства: убийства своего сеньора, сожительства с его женой, сдачи его замка неприятелю).28 В конце своей книги Луллий делает вывод о том, каким человеком в результате должен стать рыцарь. Во-первых, ему следует обладать учтивыми и благородными манерами, хорошо одеваться и проявлять гостеприимство - разумеется, в пределах своих финансовых возможностей.29 Верность и правдивость, отвага и великодушие (largesse), а также скромность - вот основные черты характера, которых нам следует ожидать в рыцаре.

Отдельная глава книги посвящена описанию того испытания, которому каждый оруженосец, который мечтает стать рыцарем, должен быть подвергнут, дабы все убедились, что он обладает всеми необходимыми качествами.30 Соискатель должен быть ловким и здоровым, а также достаточно взрослым, дабы иметь возможность выполнять те задачи, которые обычно ставятся перед рыцарями. Обязательно также благородное происхождение и наличие достаточных средств, дабы соответствовать своему высокому положению в обществе. Рыцарь, принимающий у соискателя экзамен, также должен непременно поинтересоваться, как тот живет, стараясь выявить в нем признаки доблести и благородства, совершенно необходимые будущему рыцарю, и убедиться, что соискатель не обладает никакими видимыми «недостатками» и действительно может стать рыцарем «без страха и упрека». Экзаменующий должен также поинтересоваться у соискателя, что побудило того искать свое место в рядах рыцарей: стать рыцарем по недостойным причинам, ради приключений, славы или чинов, столь же плохо, как для клирика совершить грех симонии. В книге приведен в высшей степени разумно составленный список вопросов, который — после небольших лексических поправок - и в наши дни сделал бы честь любой отборочной комиссии в любом бронетанковом полку. Итак, если соискатель удовлетворял всем требованиям и успешно проходил испытание, ему разрешалось далее вступить в сословие рыцарей (чаще всего во время одного из крупных церковных праздников - на Пятидесятницу, на Рождество или на Пасху). Накануне посвящения он должен был исповедаться и провести ночь в бдениях и молитвах, а на следующий день пойти к мессе вместе с остальными соискателями, которых посвятят в рыцари одновременно с ним, и прослушать проповедь, в которой священник разъяснит им значение таких понятий, как символ веры, десять заповедей Господних и семь святых таинств. Затем перед алтарем состоится обряд посвящения, который будет отправлять тот, кто уже давно является рыцарем. Далее Луллий весьма подробно разъясняет символику каждого из видов вооружения рыцаря, его доспехов и снаряжения и т. д. (символика меча и шпор в точности та же, что и в «Ordene de chevalerie»). Завершается книга перечислением различных пороков и добродетелей применительно к жизни рыцаря и кратким рассказом о том, почему рыцарей все должны почитать.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru