Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийские отражения в сфрагистике - Страница 6 Средние века

^ 8 Hofingk Th. De sigillorum prisco ct novo jure tractatus practicus. Noribergae, 1642; Schneider C. D. Disscrtatio juridica de jure sigillorum. Jenae, 1665; Feschius S. Dissertatio de insignibus eorumquejure. Basileac, 1672; WestermannP. Dissertatiojuridica

Правовое отношение к печати римлян, у которых злоупотребление печатью или недозволенное ее снятие расценивалось как falsum 3 4, когда даже облыжного обвинения в подделке печати было достаточно для строгого наказания 5, и соединило его с отношением к печати Ветхого и Нового Завета 6, запечатленным в Откровении Иоанна Богослова: «и видел я в деснице у сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне запечатанную семью печатями» (глава 5, стихи 1-6).


Сохранились и исторические анекдоты, в которых запечатлелось место печати в средневековой жизни.

Вот одна из таких историй, относящаяся к 60-м гг. XIV в. Барнабо Висконти, синьор Милана, был папой Урбаном V отлучен от церкви. Посольство от папы было возложено на двух кардиналов, и они предстали перед Висконти с буллой об отлучении. Висконти принял их с показным расположением, предложил посетить замок и сопроводил до моста через крепостной ров. Посреди моста он остановился и сказал им: «Прежде чем распрощаться с вами, хотел бы узнать, не пожелаете ли вы есть и пить. Не позволю вам отбыть, если прежде вы не поедите или с

Попьете». Мост был занят стражей, вид у Висконти был суровый, и потому один из кардиналов отвечал: «Такое количество воды не вызывает желания пить, поедим». «Ладно, —- отозвался хозяин, — тогда вот вам булла. Не уйдете отсюда, пока не съедите все: лист пергамена, шнурок, ленту, сургуч и свинцовые печати».

Б. На латинском Западе (и в Древпей Руси) вислые свинцовые печати стали регалией государственных институтов — в отличие от Византии, где подобными печатями широко пользовались и частные лица. За пределами Византии использование вислых свинцовых печатей первоначально проникло в канцелярский обиход на римско-византийских землях, затем распространилось в южных землях Западной Римской империи, было воспринято Анжуйской династией, королями Арагона, Кастилии и Леона. Свинцовыми печатями удостоверяли документы в областях византийской и лаи-гобардской Италии, влияние византийской сфрагистики на печати Италии проявилось в византийском облике печатей, главным образом на юге Италии: в Неаполе, на Сицилии, а также на о. Мальта — там встречается византийский тип печати с греческими надписями. Их применяли в большей или меньшей мере и различные институты римско-католической церкви, и некоторые итальянские коммуны — Верона, Лукка, Флоренция, и морские города-республики — Венеция, Генуя, Пиза.

Под влиянием обихода папской канцелярии применение булл распространилось на юге Франции: со второй половины XII в. ими стали пользоваться города Марсель и Авиньон, 'епископы Нима, архиепископы Нарбонны, курии Монпелье и Авиньона, им подражали синьоры Монпелье, графы Форкалькье, граф Раймонд VI Тулузский в 1195 г., граф Прованса Альфонс в 1196 г., а также принцы Оранжские и многие бароны и синьоры Прованса и Нижнего Дофине; затем булла с берегов Средиземного моря двинулась на север, встречаясь по пути с восковой печатью, продвигавшейся в это же время к югу: после епископов Дье и Монтэлимара буллой стал пользоваться с 1236 г. архиепископ Лиона (до 1255 г. — наряду с восковой печатью), после чего булла проникает в Форэз, Божоле и Жеводан (с начала XIV в.), сохраняясь при этом и на юго-востоке Франции — в Оранже и Монтэлимаре в некоторых случаях до XVI в., затем постепенно выходит из употребления 7.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.