Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийские отражения в сфрагистике - Страница 8 Средние века

Пресс для оттискивания металлических вислых печатей

Затем тисками, щипцами (буллотирием) или винтовым прессом с установленными в них двумя матрицами — для ійцевой и оборотной сторон буллы — кружки стискивались таким образом, чтобы на обеих с торонах печати получился отчетливый выпуклый рельефный оттиск, а шнурок невозможно было выдернуть, не нарушив целостности прикрепления печати. Известны четыре сохранившихся до нашего времени буллоти-рия (все византийские)17

И несколько прессов 18, два из которых выставлены в залах Ватиканских музеев в Риме: горизонтальный пресс, сделанный в начале XVI в. по чертежам архитектора Браманте, и последний винтовой пресс, изготовленный для оттискивания папских булл, из Палаццо делла Канчеллериа ХІХ-ХХ вв.19

Матрицы для оттискивания металлических печатей изготавливались из бронзы (латуни), а с конца XIV - начала XV в. все чаще из стали. Мастер вырезал матрицу резцом и другими инструментами, при этом в некоторых круглых матрицах не удавалось устранить все следы, оставленные циркулем, которым отмечали окружности для вписывания надписей (легенд). Применялся и более быстрый и не столь дорогой, как ручная гравировка, способ изготовления матрицы: лепилась модель из воска, как для литья медалей, после чего отливалась матрица и затем дорабатывалась резцом для устранения погрешностей литья; на токарном станке делались две или три концентрические окружности для надписи, после чего пунсоном выделывались округлые углубления, которые при оттискивании образовывали ободки из точек-«жемчужин».

Изготовлением матриц для печатей публичных властей, церковных институтов, феодальных владетелей занимались доверенные ювелиры и граверы — чеканщики монеты, имевшие особые прерогативы. Статуты цехов и ремесленных корпораций содержали точные и требовавшие неукоснительного соблюдения нормы, относяхциеся к этого вида деятельности. Впрочем, иногда матрицы для печатей резали и другие ремесленники и художники, нередко создавая своего рода шедевры. Серьезное внимание правилам вырезания печатей уделяли и юристы: так, на необходимость соблюдать верное соотношение правого и левого при вырезании на печатях «перевернутого» изображения обратил внимание крупнейший правовой авторитет середины XIV в. Бартоло ди Сассо-феррато 20.

Оттискивание и прикрепление печатей к документам в канцеляриях вверялось особо доверенному должностному лицу — бул-латору, которому во многих канцеляриях предъявлялось требование полной неграмотности (qui nesciet litteris), обусловленное необходимостью сохранения тайны. Оттискивая свинцовые печати для корроборации текущей канцелярской документации, бул-латоры доводили матрицы до значительного износа; что же касается серебряных и золотых печатей, то для их оттискивания применялись чеканы хорошей сохранности. Хранение и надзор за использованием матриц и их уничтожением при полном износе или смене типа печати (вследствие смены папы, дожа, феодального владетеля и т. п.) возлагались на хранителя печати.

Буквы и знаки надписи (легенды) на матрице часто выделывались пунсонами, так же как округлые углубления для «жемчужин», и если приглядеться, то отчетливо можно различить, что на многих печатях буквы отстоят друг от друга на разные расстояния, неровно выстроены по горизонтали (или окружности), имеют разную высоту рельефа. Особенно заметно несовершенство линейности букв и разная глубина их прочеканки на одном и том же оттиске при использовании стальных матриц, то есть с начала XV в. 11а протяжении всего средневековья начало надписи обозначалось равноконечным крестом, символизировавшим призывание (ин-нокацию) Христа, эпиграфика же надписей на печатях следовала за эволюцией палеографии документов 2в. Но при этом необходимо отметить, что мастера, вырезавшие матрицы для печатей, не только не были в большинстве случаев каллиграфами, но, скорее, в силу особенности своих профессиональных занятий значительно реже держали в руках перо, чем канцеллярии, нотарии и писцы, и к тому же меньше них были связаны определенными графическими схемами и нормами. В этом заключается простое объяснение тому, что начертания букв и слов надписей на печатях далеко не всегда совпадают с палеографией современных им документов. Нередко случаются в надписях и ошибки, ведь резчики печатей едва ли были людьми образованными, но в таком случае возникает 21 законный вопрос: куда смотрели грамотные (по должности) кан-целлярии и нотарии? Кроме того, отмечая графические различия между палеографией документов и эпиграфикой надписей соответствующих печатей, необходимо принимать во внимание, что некоторые матрицы бывали в употреблении достаточно подолгу (порой одно, даже два столетия) или по прошествии времени возобновлялись тождественно старинным образцам 22.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.