Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийские отражения в сфрагистике - Страница 9 Средние века

2. О ПРОИСХОЖДЕНИИ КОЛЛЕКЦИИ Н. П. ЛИХАЧЕВА И О ЦЕЛЯХ ЕЕ ПУБЛИКАЦИИ

А. Печати, по своей юридической природе предназначенные составлять единое целое с теми документами, для аутентикации которых они служили и к которым были изначально приложены или привешены 23 24, с научной точки зрения вроде бы не должны рассматриваться сами по себе. Но...печати, главным образом металлические, порой теми или иными судьбами оказываются отделенными от документов. Документ может истлеть в земле, а печать затем попасть в руки археологов и далее — в музей. Случается также, что печать отделяется от документа, находившегося в ведомственном или частном архиве или волею случая попавшего в руки антиквара или коллекционера. В этом случае печати сохраняются значительно лучше, особенно если иметь в виду хрупкость свинца 2В, и в антикварных лавках эти невзрачные кружки металла охотно приобретают и коллекционеры, и комиссионеры музеев. Отдельные разрозненные печати складываются в музейные собрания и частные коллекции, и хранящиеся там отделенные от документа печати нуждаются в изучении, определении и публикации,


Николай Петрович Лихачев (1862-1936)

А эти занятия, в свою очередь, требуют кропотливой, несуетной, сложной и длительной «мозаичной, — по выражению Б. А. Панченко, — работы, требующей тщательности и терпения»25 и имеющей мало общего с тем, что Э. Бернгейм назвал «тщеславием собирателей»26.

Одной из лучших частных сфрагистических коллекций в мире и единственной в своем роде в России было продуманное собрание тщательно подбиравшихся памятников, которое состояло из нескольких тысяч византийских, русских, западноевропейских, итало-византийских и других булл, а также копий, подделок и муляжей и в котором был представлен весь ареал распространения и применения вислых металлических печатей на протяжении всего средневековья и Нового времени — эта коллекция была создана за четверть века унорной систематической работы русским ученым-историком и коллекционером Николаем Петровичем Лихачевым (1862-1936).

Он приобретал отдельные экземпляры и целые коллекции и в России, и во время ежегодных, с 1892 но лето 1914 г., поездок за границу — в Египет, Турцию, Грецию, Италию, Германию, Францию, а также посредством неустанной переписки с антикварами, посредниками и другими собирателями; с началом гражданской войны в России собирательская деятельность Н. П. Лихачева почти совсем прекратилась и свелась к отдельным редким приобретениям 27. Дальнейшая судьба коллекции связана с перипетиями новой эпохи в истории России: коллекция начала распадаться еще в годы гражданской войны 1918-1920 гг., когда сперва сам владелец перевез часть печатей в сейф Исторического музея в Москве, а затем в 1920 г. часть печатей пропала вместе с украденным на Николаевском (Московском) вокзале в Петрограде чемоданом 28 29. Наконец, в 30-е гг. после произвольной реорганизации созданного и возглавлявшегося Н. П. Лихачевым Музея палеографии 84, боль-пгинство печатей перешло в Государственный Эрмитаж, куда позднее, в 50-е гг. были переданы и почти все печати, остававшиеся в архиве Ленинградского отделения Института истории АН СССР, правопреемника Музея палеографии.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.