Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийский гуманизм - Страница 2 Средние века

Была ли исторически корректной православная альтернатива тому пути, который вел страну в западноевропейский Ренессанс, в новогуманистическую эпоху с их апофеозом светской и ~ чем дальше, тем все больше — «обезбоженной» культуры и науки? Кто его знает! Судя по ходу последовавших за этой эпохой событий, как будто нет, — во всяком случае, с точки зрения тех, которые не испытывают потребности

' Отмечу лишь мне известные рецензии Вопросы философии 1978, № 1,с 181 — 183 (А X Горфункель), Реферативный журнал «Общественные науки в СССР» Се рия 5 История, 1977, № 5, с 181 — 183 (Е А Спешнева), Revue des Etudes Sud-Est Europeennes, 1978, т 16, N 1, p 167 — 169 (Haralambie Mihaescu), Quaderni medievali 1978, N 5, p 243 — 244 (Pasquale Corsi), Revista de Istone, 1978, т 31, N 31, N 12, p 2325 — 2328 (Constanfa Niculescu), Revue des Etudes Byzantines, 1979, т 37, p 281 — 282 (Franz Tinneteld), Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik, 1979, Bd 28, s 359 — 363 (Hans-Veit Beyer), Византийский временник, 1979, т 40, с 193->195 (М Я Сю зюмов). Там же, 1980, т 41, с 258 — 261 (3 В Удальцова), с 262 — 267 (Г Г Ли-таврин), Byzantinoslavica, 1980, т 41, N 2, р 237 — 241 (Riizena Dostalovd) «совершить, наконец, безумный для мудрости мира прыжок на другой берег» (о. Сергий Булгаков) или «переступить сердцем за ту таинственную черту, скептически отнесясь ко всем величайшим приобретениям науки и вообще ума человеческого» (Константин Леонтьев). Да, но и процесс исторический еще не завершился, и кто знает, как он еще завершится. Недаром ведь, наверное, так сильна в наше время тяга к «самоидентификации», к отысканию «собственных корней» и т. д.

Сказанное, надеюсь, не означает умаления заслуг гуманистического течения в рамках византийской культуры, которому посвящена настоящая книга. Все же именно ему Византия обязана блестящим культурным взлетом накануне своего падения; достижения «византийского гуманизма» предвосхитили немало из того, что дало миру европейское Возрождение. Как это не парадоксально, ему же в значительной степени обязано своим духовным взлетом и отмеченное выше «Православное Возрождение», ведь без византийских гуманистов не было бы, скорее всего, и св. Григория Паламы; бросив вызов византийскому исихазму, они «пробудили от спячки» богословскую мысль, дали мощный стимул для пересмотра некоторых доктрин традиционного богословия, оживления всех духовных резервов православия и особенно интереса к духовному миру человека, выделению его как микрокосма во вселенной и концентрации внимания вокруг духовных переживаний человека.

Автору, возможно, еще придется печатно высказываться по всем этим животрепещущим вопросам. Пока же он попытался сделать все от него зависящее, чтобы по возможности усовершенствовать текст книги Некоторые сюжеты, лишь эскизно намеченные в первом издании, были в дальнейшем развиты автором в ряде статей и включены в настоящее издание в этом переработанном виде. На правах дополнительных глав в текст книги введены ранее опубликованные отдельно от книги сюжет с филологическим спором о подлинности патристи-ческих текстов на Флорентийском соборе, имеющий, как мне кажется, непосредственное отношение к характеристике византийской гуманистической культуры, а также специальный раздел новейшей литературы о главном персонаже книги — Георгие Гемисте Плифоне. Пополнена и обновлена библиография, включая новейшие издания источников; изменены кое-где принципиальные формулировки, в том числе и за счет отказа от наиболее «одиозных»; исправлены замеченные самим автором и некоторыми рецензентами ошибки (может быть, уже поэтому книгу следовало бы переиздать?); и т. д. Хочется надеяться, что и в этом виде книга окажется полезной уважаемому читателю

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.