Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийский гуманизм - Страница 4 Средние века

’ Среди историков весьма сильным оказалось стремление существенно расширить эпоху Возрождения во времени и в пространстве, применив это понятие к истории Китая, Индии и т д Критический разбор этих и подобных им концепций, научная плодотворность которых кажется и нам весьма проблематичной, см РутенбургВ И 1) Итальянское Возрождение и «Возрождение мировое» — ВИ, 1969, № 11, с 93 — 115 2) Италия и Европа накануне нового времени Л, 1974, с 257 — 271

Сами византийцы были на этот счет совсем другого мнения Например, Никифор Григора устами героев своего диалога «Флорентин» называет культурный расцвет эпохи Палеологов «возрождением» (avaPloxjK;), сменившим длительный период упадка и «омертвения» (чікрохтк;) культурных традиций античности в частности научных, литературных и философских штудий См Niceforo Gregora Fiorenzo о intorno alia sapicnza A cura di P L M Leone Napoli, 1975, p 58 — 59, 1 88 — 106

' Stein L Die Continuitat der gnechischen Philosophic in der Gedankenwelt der Byzantiner — Archiv tur Geschichte der Philosophic, 1896, 9, S 225 — 270

'’Stein L Das Pnncip der Entwicklung in der Geistesgeschichte — Deutsche Rundschau, 1895, Bd 21, H 9 S 402, 419

Решая проблему соотношения византийской культуры и культуры Ренессанса, Нейман в свое время пришел к выводу, что Византия дает нам пример того, как перенасыщенность античностью лишает культуру подлинно творческой силы, делает ее бесплодной Согласно ему, и в Италии мощный подъем культуры с XIII в обязан отнюдь не возрождению античности, но главным образом соединению первобытной силы варварства (Barbarenkraft, Barbarenrealismus) со средневековым христианским духом Античность как «ингредиент» ренессансной культуры оказывала свое благоприятное действие, пока «доза» этого ингредиента не стала слишком большой, что и привело Ренессанс к гибели ’’ Несмотря на излишнюю категоричность и радикализм, выводы Неймана относительно бесплодия византийской культуры были сочувственно встречены в историографии, в частности Гейзенбергом, который считал, что «византийская культура действительно была не в состоянии (и jto не нуждается в дальнейшем исследовании) повести человечество Восточной Европы на новые духовные, художественные, нравственные и социальные высоты, как это в Западной Европе столь блестяще сделали Итальянское Возрождение и следующие за ним гуманизм и Реформация» «Если культура византийского средневековья, — задается далее вопросом Гейзенберг, — полностью или в существенных чертах покоится на античности, то действительно ли она представляет в государстве, праве, церкви, искусстве, науке и социальной жизни в столь полном объеме обновление античной жизни, что могут говорить об одном Ренессансе, или же речь может идти о двукратном или трехкратном Ренессансе, как это иногда случается'? Или, быть может, древняя культура сохранилась в Восточноримской империи в непрерывном развитии вплоть до поздних времен средневековья'?»® Сам Гейзенберг последовательно придерживается концепции полного континуитета, заявляя, что он «с благодарностью следует идеям Допша и его школы» Аналогичных взглядов придерживается Отто Демус, который (в приложении к искусствоведению) считает эти византийские ренессаисы «сгущениями внутри непрерывной эллинистической традиции» и ставит вопрос о некоем «перманентном ренессансе» Игорь Шевченко тоже называет их «интенсификациями контактов элиты византийского общества с античностью», уподобляя при этом ренессанс эпохи Палеологов одной из таких интенсификаций непрерывной античной традиции ^ 2 1

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.