Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Византийский гуманизм - Страница 6 Средние века

Не ставя своей целью фиксировать все разбросанные в самых различных сочинениях словоупотребления «византийский гуманизм», «гуманисты», мы, однако, хотели бы отметить взгляды некоторых современных исследователей на гуманистический характер деятельности таких византийских ученых, как Феодор Метохит, Никифор Хумн и Георгий Гемист Плифон Хунгер назвал Метохита «предшественником гуманизма в Византии», подчеркнув, что признаками, которые показывают его духовное родство с гуманистами XV —XVI вв, являются прежде всего страсть к научным знаниям, энциклопедизм, возрождение уже утраченного духовного достояния из античного эллинистического наследства, любовь к книге, стремление выразить свой духовный мир в слове и письме и т д Джиганте также попытался доказать, на каком основании Метохит может рассматриваться как «гуманист» По его мнению, метохитовское сочинение «Comparatio» Демосфена и Аристида является «документом высокой человечности и всецело светского гуманизма (un documento di alta umanita e di umanesimo mtegralmente laico).’^ Метохит, согласно Джиганте, — настоящий гуманист, потому что демонстрирует страстную любовь к книге и к собственной библиотеке, которую он рассматривал как (ргЛсхудрсотгецра, как знак любви бога ко всему человечеству «Но это еще не гуманизм», — резонно отвечает Пертузи Сам он убежден, что существует известная форма византийского гуманизма, но оговаривается, что никто больше его не убежден, что этот византийский «гуманизм» существенно отличается от гуманиз-

Lemerle Р Le premier humanisme byzantm, p 7 Ct Oikonomidcs N 'H avotyfewncrn *^011 to Bo^dtvtio — Byzantium and Europe First International Byzantine Conference Athens, 1987, p 247 — 253

'^LeoneP L M A proposito di una lettera del protonotario Nicola Lampeno a Nicetore Gregora — Byz, 1974, 43, p 347

Hunger H Theodoros Metochites als Vorlaufer des Humanismus in Byzanz — In Byzantinische Grundlagenlorschung London, 1973, XXI, S 18—19

" Theodoro Metochites Saggio critico su Demostene e Aristide A cura di M Gigantc Milano, 1969, p 12, Gigante M Per I'lnterpretazione di Teodoro Metochites quale umamsta bizantino — RSBN, NS, 1967, 4, p 11—25

'“Pertusi A In margine alia questione dell'umanesimo bizantino il pensiero politico del cardinal Bessanone e i suoi rapporti con li pensiero di Giorgio Gemisto Plethone - RSBN, NS, 1968, 5, p 96 ма западноевропейского, в частности итальянского. Во избежание двусмысленности и полемики, «не всегда плодотворной», Пертузи предлагает квалифицировать культурное развитие Византии XIV в. термином «возрождение классической культуры» (rinascita della cultura classica), или, что ему кажется еще более точным, «возрождение эллинистической культуры» (rinascita della cultura ellenistica).'*

Вопрос о гуманизме в Византии XIV в. ставился и Верпо в связи с анализом мировоззрения Хумна. По его мнению, Хумн представляет тип культуры, которая «не без аналогии» (qui n’est pas sans analogie) c типом культуры итальянского гуманизма, причем византийский гуманизм, согласно Верпо, как в значительной степени и итальянский гуманизм, принадлежал к большой традиции христианского гуманизма, основанного (Верпо цитирует Реноде) «на примирении античной культуры, научного духа и эллинского рационализма с догмой, такой, как она при помощи греческой диалектики и основных положений эллинской метафизики и психологии мало-помалу выделилась из примитивных текстов Ветхого и Нового завета и конституировалась в систему идей».^“ Эта тенденция к христианизации гуманизма необычайно сильна у Верпо, она пронизывает всю его книгу о Хумне. Далее мы еще вернемся к этому вопросу. Сейчас же следует сказать, что тщательный анализ творчества Хумна делает выводы Верпо убедительными в отношении самого Хумна, но вряд ли он прав, распространяя их на византийский гуманизм в целом. И наконец — совсем недавно пространный и глубокий экскурс в историю понятия «гуманизм» и в вопрос о его применимости к Византии сделал в своей разросшейся на 70 страниц печатного текста рецензии на книгу Евы de Vries van der Velden о Феодоре Метохите австрийский ученый X. В. Байер. Следовало бы, конечно, уделить особое внимание взглядам этого превосходного знатока культуры поздней Византии, культуры как интеллектуальной, филологической и философской, так и богословской. Ограничимся, однако, констатацией, что, выступив против странной по своим намерениям попытки голландской исследовательницы «развенчать» Феодора Метохита как гуманиста и как ученого (Байер шутливо замечает, что по существу его статью надо было бы, исходя из содержания, озаглавить «In calumniatricem Theodori Metochitae et eius admiratorum.»), он пункт за пунктом убедительнейшим образом показывает несостоятельность утверждений современной «метохитоне-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.