Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Западноевропейский доспех раннего ренессанса - Страница 10

Рассмотрим первую категорию шлемов, а именно бацинеты. Термин этот появил-. ся в середине XIIIв., изначально обозначая мелкие наголовья, закрывавшие голову до висков, формирующие отдельный подвид малых бацинетов. Первый тип представляет собой полусферические шле-

Рис. 21. Малый бацинет «сервилъер». Бывшая коллекция А. Гутмана. Прив. по аукционному каталогу Герман Xисторика, май 2002г.

Мы. Как правило, они имели тульи монолитной конструкции. История донесла до нашего времени термин, которым, предположительно, назывались подобные наго-ловья, а именно «сервильер»7. Подобные шлемы хорошо известны по изобразительным источникам, достаточно обратиться к миниатюрам Библии Мациевского 1250г. В Италии данный тип был достаточно широко распространен на протяжении всего XIV в. В качестве примера можно привести барельеф со спящей стражей Святой Гробницы из базилики Св. Стефана, Болонья, конец XIII в. (рис. 20). Сохранились и несколько вещественных экземпляров, которые можно отнести к рассматриваемому времени (рис. 21).

Рис. 22. Надгробный барельеф Гульельмо Беради,

1289 г.


Рис. 20. Спящие стражи. Барельеф из базилики Св. Стефана, Болонья, кон. XIII — начало XIVвв.


Второй тип представлен куполовидными малыми бацинетами. Они просуществовали в широком ходу, если судить по изобразительным источникам, вплоть до 1340-1350-х гг., являясь вспомогательными шлемами рыцарской конницы или тяжелой пехоты, или одним из основных видов защиты головы у беднейшей части воинства. Одно из лучших изображений происходит с надгробной плиты кенотафа Гульельмо ди Беради 1289 г. из Флоренции. Совершенно аналогичное приспособление изображено на фреске со св. Мартином работы Симона Мартини из храма Св. Франциска в Ассизе 1317г (рис. 22, 22а). Интересно то, что на фреске шлем изображен подвешенным к поясу, и не имеет бармицы, что позволяет предположить отсутствие таковой и на надгробии Беради, которое не имеет проработанных крепежных элементов для крепления бармицы. Если так, то мы имеем дело с позднейшими свидетельствами ношения малых бацинетов поверх кольчужных капюшонов. Впоследствии данная манера почти не встречается, будучи полностью вытеснена шлемами с бармицами. Малые бацинеты с бармицами во множестве изображены на барельефах во Дворце дожей в Венеции 1309 г., а также на фреске, иллюстрирующей битву Гельфов и Гиббелинов 1330-1340-хгг. в замке Саббионара (рис. 23). На изображениях прекрасно видны короткие втулки, на которые надеты кожаные полосы с пришитыми кольчужными бармицами.


Рис. 23, 23а. Барельеф во Дворце дожей в Венеции, 1309 г.; Фреска, изображающая битву Гельфов

И Гиббелинов, 1330-1340-егг., замок Саббионара


Эволюционное развитие малых бацине-тов привело к появлению собственно баци-нетов, более глубоких наголовий, закрывавших голову от висков и ниже. Вообще развитие бацинетов на начальном этапе их существования, в основном, касалось их глубины, так как основные формы тульи выработались еще во второй половине XIII в., и не изменялись приблизительно до 1340 гг. В Италии были представлены все известные в Европе типы подобных наголовий. Первый тип характеризуется полусферической тульей. Изображений подобных шлемов слишком много среди памятников итальянского искусства, поэтому приведем лишь самые знаковые. В первую очередь, это серия изображений на фреске из церкви Св. Аббондио в Комо 1330-х гг.

(рис. 24), Во-вторых, ряд рыцарских надгробий: Николо ди Поджио 1341г., церковь Св. Романо, Лукка; Пачино Перуч-чи 1342 г., там же; Иоганн Улер ди Ерган 1359 г., там же. В-третьих, подобные бацинеты во множестве изображены на миниатюрах Кодекса Балдуина Трирского первой трети XIVв. Особый интерес данным миниатюрам придает то, что они вполне адекватно отражают вооружение не только итальянских земель, но и областей Южной Германии, наглядно иллюстрируя направления воздействия итальянского военного производства на своих ближайших соседей (рис. 25).

Подобные бацинеты могли носиться без бармицы в комплекте с кольчужным ожерельем, или без оного. Бармица подвешивалась на внешних втулках или посредством приклепанной изнутри кожаной полосы.

Чрезвычайно интересный пример ба-цинета с полусферической тульей происходит с фрески Амброджио Лоренцетти «Распятие», 1327г. Изображенный шлем весьма напоминает очертаниями позднейшие салады, так как тулья продолжена назатыльником, отстоящим от нее под значительным углом, особенно в тыльной части. Бацинет снабжен забралом, представляю-

Рис. 24. Фреска ( фрагмент ) из церкви  Рис.  25.  Миниатюра  Кодекса  Балду  и  на

Св. Аббондио в Комо, 1330-1340 е гг.  Трирского,  нач.  XIVв.


Рис. 26, 26а, 266, 26в. Фреска Амброджио. IIоренцетти «Распятие», 1327г.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.