Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Западноевропейский доспех раннего ренессанса - Страница 2

ГЛАВА I ВЕК ПЛАСТИНЧАТОГО ДОСПЕХА


Иной была судьба европейского доспеха XIV столетия. Данный период — особый во всей истории европейского Средневековья. Иоганн Хёйзинга метко окрестил его «осенью Средневековья». Европу раздирали кровавые войны, связанные с кризисом феодальных отношений и складыванием национальных государств. В 1340-е годы пришла новая беда — великая чума, унесшая жизни до четверти всего населения континента. Все это породило неизбывный подспудный страх, иррациональный ужас перед неминуемой смертью, который прослеживался во всех областях культуры европейского общества. Удивительно, но непонятный современному человеку фатализм не породил пессимизма — напротив. Обыватель XIV в. стремился к максимально ярким эмоциональным проявлениям, радуясь каждому прожитому мгновению. Это отразилось в чрезвычайно выраженной внешней атрибутике рассматриваемой эпохи: красочные праздники, рыцарские турниры при роскошных дворах европейских государей, утонченная поэзия и проза, воспевавшая с тех пор вполне земные, плотские наслаждения (достаточно вспомнить «Декамерон» Джованни Бокаччо), богатейшая и разнообразнейшая материальная культура, отмеченная несомненным вкусом во всем — от ювелирных украшений и костюма до впечатляющих памятников готической архитектуры. В европейском искусстве с тех пор надолго утвердился реализм, который словно сошел с иконописных полотен и фресок великого итальянца Джотто, шагнув в суетный светский мир.

Вычурная роскошь и утонченность поздней готики не могла не отразиться на внешнем облике доспеха. Доспех являлся важнейшим символом и атрибутом рыцарства — главной исторической силы Средневековья. Естественно, что воинское сословие не могло не стремиться к воплощению в своем боевом убранстве всех модных тенденций. Однако производственная база XIV столетия, хотя и была чрезвычайно развита, еще не могла совместить высокую боевую эффективность и технологичность изготовления с эстетическими стандартами высокой готики. Только в XVв. оружейники смогут «поднять планку» до общего уровня развития материальной культуры. В тот период доспех превратился в произведение искусства, «стальную скульптуру». А до тех пор мастера были озабочены прежде всего обеспечением безопасности воина во время его ратной работы, что было непростой задачей в условиях повсеместного усиления наступательных средств. Поэтому доспех вплоть до середины — второй половины XIV века отличался заметной тяжеловесностью форм, скорее походивших на отголоски старинного романского стиля, чем на продукт модных готических тенденций. И даже во второй половине столетия, когда доспех получил более изящный, выраженно приталенный силуэт, на нем сохранился отпечаток некоторой архаичности, если рассматривать его в общем контексте европейской культуры. Правда, это не мешало украшать защитную одежду всеми доступными способами. Панцири покрывали яркими тканями, шлемы венчали плюмажи из перьев, расписные геральдические фигуры, венцы из тисненой позолоченной кожи или дорогой ткани и ниспадающие назад наметы. Шляпки заклепок часто покрывались драгоценными металлами, а количество самих заклепок на доспехах далеко превосходило собственно утилитарную необходимость. Кромки пластин могли оснащать позолоченными гравированными кантами, которые играли еще и усиливающую функцию, добавляя жесткости латам.

В техническом отношении XIV век явился эпохой колоссального эксперимента, который предпринял неутомимый исследовательский тандем и двигатель прогресса всего средневековья: воин и мастер оружейник. Никогда в истории личного защитного вооружения не было такого количества разнообразных конструкций и форм вплоть до самых необыкновенных. Стремительное развитие производственных сил, недостаточное в данный отрезок времени, породило множество конструкторских решений, призванных решить непростую задачу — как обеспечить безопасность в бою не повышая чрезмерно веса доспеха и сохраняя необходимую подвижность. Именно в это время сложилась блестящая школа (точнее школы) европейских оружейников, которая впоследствии дала миру прекрасных мастеров своего дела, настоящих художников: Джованни Мис-салья и Лоренца Хельмшмидта, Филиппо Негроли и Конрада Зойзенгофера, Помпео де ла Кьеза и Антона Пеффенгаузера — да всех и не перечислить.

Остановимся вкратце на основных группах исторических источников, освещающих рассматриваемую тему. Во-первых, вещественные источники. Это предметы вооружения, дошедшие до настоящего времени в качестве археологических находок или коллекционных антикварных материалов. Для периода 1300-1350-х годов на сегодняшний день известна сравнительно незначительная группа разрозненных предметов вооружения или их фрагментов. Как правило, это мечи, которые хранились в храмах как пожертвования донаторов. Элементы защитного снаряжения редки и даже в лучшем случае не представляют полного боевого комплекса своего времени. Во-вторых, письменные источники. Это хроники, платежные документы и ведомости, росписи снаряжения наемных отрядов, описи арсеналов, завещания и т. д. Вспомним и нарративные источники, ведь описания тех или иных военных моментов встречаются во множестве средневековых литературных произведений. Все они — бесценное подспорье для определения количественных соотношений, цен на вооружение, аутентичной терминологии. Однако конструктивные особенности и данные о внешнем виде комплекса вооружения с их помощью в подробностях не восстанавливаются. В-третьих, изобразительные источники. Данная категория источников предоставляет наиболее подробную информацию о комплексе защитного и наступательного вооружения XIV века. Необходимо упомянуть следующие группы изобразительных материалов: книжная миниатюра, станковая живопись, памятники пластики, монументальные изображения. Живописные источники Западной Европы отмечены печатью реалистической школы, что сообщает их информативному наполнению высокую степень достоверности. В высшей мере эта оценка применима к памятникам итальянского искусства. Ведь именно в этом регионе в начале XIV века берет начало эпоха Возрождения, когда фотографическая реалистичность стала одним из основных достоинств того или иного произведения. При изучении живописи Возрождения как источника оружи-еведения, начиная с раннего этапа необходимо учитывать, что многие изображения, невзирая на протокольную подробность, не имеют ничего общего с реальностью. В первых декадах XIV столетия появляется традиция гротескных и псевдоисторических изображений. Если в эпоху раннего и развитого Средневековья художник писал некий библейский сюжет или сцену из античных мифов, его произведение отражало современные ему реалии. Герои древности с полной уверенностью наделя-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru