Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Западноевропейский доспех раннего ренессанса - Страница 3

Лись рыцарскими званиями. Отсюда происходят изображения Александра Великого или Энея в хаубертах, горшковидных шлемах с рыцарскими мечами и копьями и т. д. В XIV веке такое положение вещей сохранилось, однако художники под веянием времени постепенно пришли к пониманию, что тысячу лет назад вооружение и костюм не могли быть такими же, как в их дни. В результате появляются изображения, где некоторые или все персонажи одеты на античный манер, как это представляли рисовальщики XIV века. Приведем хрестоматийный пример из творчества Джотто. На картине «Арест Христа» 1304-1306 гг. аутентичные изображения оружия соседствуют с панцирями и шлемами неправдоподобных очертаний и декори-ровки. Подобные памятники приходится вычленять из общей массы и исследовать с особой осторожностью.

Монументальные памятники являются наиболее ценным источником по периоду XIV столетия. Основная же информация вычленяется при исследовании рыцарских надгробий, которые изображали воинов в полном вооружении. Надгробия отражают реальность с высочайшей степенью достоверности. Надгробие, как правило, несет имя покойного и дату смерти, отталкиваясь от которой определяется время бытования изображенного комплекса. Можно выделить два основных варианта соотнесения аутентичности изображения с датой смерти его владельца, которые зависят от времени и условий изготовления надгробия. Во-первых, прижизненное изготовление надгробия. В таком случае вооружение относится к периоду, предшествующему дате смерти. Временной промежуток можно сузить, если известны годы жизни покойного. Тогда в расчет принимается период от совершеннолетия до момента смерти, когда рыцарь мог активно использовать изображенный комплекс вооружения. Если рыцарь жил достаточно долго и мог сменять вооружение на более современное, уместным кажется время, приближенное к дате смерти. Во-вторых, посмертное изготовле-

Рис. 2. Надгробие Иохаииа фон Брандшайта из Килъбурга, нач XVв.


Ние надгробия. В такой ситуации возможно полное соответствие реалиям периода жизни покойного, частичное соответствие или полное несоответствие. В первом случае скульптор или резчик имел перед глазами полный комплекс снаряжения покойного и ваял с натуры. Во втором случае мастер имел возможность ознакомиться лишь с некоторыми предметами вооружения, которые хранились в храме как дар или реликвия. Как правило, данная ситуация имела место, когда надгробие изготавливалось спустя некоторое время после смерти рыцаря. Тогда изображалось вооружение, современное мастеру, с которым он был хорошо знаком, но с добавлением отдельных более ранних элементов снаряжения, принадлежавших покойному. Как правило, это были меч и шлем, которые семья оставляла при надгробии. Классическим является пример надгробия Эдуарда Плантагене-та Черного Принца. Он умер в 1376 году и был похоронен в Кентерберийском аббатстве. Аббатству были пожертвованы большой шлем, щит, перчатки и геральдический джупон принца (там они хранятся по сей день). Надгробие из чеканной бронзы было изготовлено в начале XV века и отображает классический итальянский доспех этого периода. Однако надгробие несет несколько архаических для начала XV века деталей, а именно: горшковидный шлем под головой принца, перчатки и джупон, выполненные с фотографической точностью. Их делали с реальных образцов, в то время как остальной доспех был утрачен, и вместо него изобразили то, что видели в обиходе высшей аристократии своего времени. В третьем случае надгробие изготавливается без каких-либо памятных образцов. В основном этот происходило через несколько десятилетий после смерти владельца, то есть имеет место полное несоответствие изображения с реалиями даты смерти. В данной ситуации необходимо знать время изготовления надгробия, или датировать его, сопоставляя с группой единовременных источников. Приведем пример надгробия св. Генриха, епископа Упсальского. Он умер в 1150 году. Надгробие было изготовлено только в 1412 году северогерманскими мастерами. Здесь имеет место не только полное временное, но и территориальное несоответствие, то есть надгробие выступает источником не по шведскому вооружению XIIв., а по германскому начала XVв. (рис. 1). Заслуживает внимания ситуация, когда предусмотрительный дворянин заказывал надгробие загодя, будучи молодым человеком. Могло пройти не одно десятилетие, прежде чем надгробие оказывалось востребовано. В результате относительно поздняя дата сопровождает изображение чрезвычайно архаического комплекса вооружения. Подобные примеры далеко не единичны, и часто вводят в заблуждение невнимательных исследователей. Характерной иллюстрацией является надгробие Йоханна фон Бранд-шайта из Кильбурга. Датируется оно началом XVв., хотя изображен на нем классический германский доспех 1360-1370гг. Т. е. дата и отображенная реальность рознятся на тридцать — сорок лет (рис. 2).

ГЛАВА II ЭВОЛЮЦИЯ ДОСПЕХА В XIVВ.

Рассмотрим происхождение позднесредневекового европейского доспеха, а также наметим основные линии его развития на протяжении XIV столетия.

При внимательном ознакомлении с материалами «темных веков» и классического Средневековья становится очевидным, что пластинчатые доспехи не исчезали из обихода европейского воинства даже во время максимальной популярности кольчужного доспеха.1 При этом их распространение было весьма ограниченным, а в ходу были лишь несколько конструктивных разновидностей. Основными видами пластинчатого доспеха являлись ламеллярные и чешуйчатые защитные одеяния. Неразвитая металлургическая база превращала пластинчатый доспех в относительно дорогой предмет, чьи боевые качества, в тоже время, оставляли желать лучшего. Кольчужная защита была проще в производстве, дешевле и эффективнее в применении. До определенного момента абсолютная гибкость кольчуги и ее унитарность в сочетании с высокими защитными качествами обеспечивали ей господство в арсеналах и на полях сражений. Однако в середине XIII в. все изменилось. К XIII веку железообрабатывающее ремесло подошло полностью готовым к революционным изменениям в вооружении. Техника выделки и обработки листового железа, видимо, была освоена*. Готовы оказались и потенциальные заказчики нового вооружения — профессиональные военные. Речь идет о коннице в первую очередь, ведь именно конница яв-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru