Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Людские потери на советско - германском фронте Страница - 10

Все числовые данные примера взяты Соколовым Б. В. из двух таблиц, приведенных на с. 188, 189 книги «Гриф секретности снят». В этих таблицах перечислены лишь крупные боевые формирования Центрального фронта — объединения и соединения21. Но, кроме них, в составе любого фронта были и отдельные боевые части и тыловые войсковые формирования. Состав Центрального фронта, согласно приложениям 6 и 19 книги «Курская битва» /21, с. 478, 489—490/, на 10 июля 1943 г. был на 31 отдельную часть и соединение22 меньше, чем на 1 июля 1943 г. Численность этих частей и соединений и покрывает обнаруженную Соколовым Б. В. «недостачу» войск фронта (кстати, эта «недостача», если пользоваться данными книги «Курская битва», составляла не 55 тыс. чел., а 30 тыс. чел.).

Конфуз этого примера можно было бы отнести к недостаточности знаний Соколова Б. В., если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что в книге «Тайны Второй мировой» он поместил статью о Курской битве, в которой дал ссылки на упомянутую выше книгу «Курская битва». Причем в ссылке № 182 им прямо указано: «См. статистику, относящуюся к Курской битве: Курская битва. Под ред. И. В. Поротъкина. С. 476—504» /13, с. 453/. Именно на этих страницах приведены приложения 6 и 1923. Это значит, что приведенный пример — не заблуждение Соколова Б. В., а преднамеренная фальсификация. Зная о некорректности, мягко говоря, своих аргументов, Соколов Б. В. тем не менее называет методику Кривошеева Г. Ф. «порочной»24 / 13, с. 227/, его подсчеты — «туфтой» /16/ и цинично повторяет до сих пор в многочисленных статьях и книгах сфальсифицированные обвинения авторов книги «Гриф секретности снят» в занижении потерь Красной армии в Курской битве. Более того, на основании этого сфальсифицированного примера Соколов Б. В. публично обвинил авторов книги «Гриф секретности снят» в незнании арифметики и даже счел возможным бахвалиться этим недостойным поступком в своих публикациях /19, с. 10—11/.

В книге «Кто воевал числом, а кто — умением. Чудовищная правда о потерях СССР во Второй мировой» /19/ Соколов Б. В., пытаясь доказать, что Кривошеевым Г. Ф. людские потери Красной армии занижены в три раза, приводит, кроме рассмотренного выше, еще три примера, касающихся потерь Войска Польского в Берлинской и Восточно-Померанской операциях, потерь советских войск при обороне Одессы и потерь 1 - го Украинского фронта в Берлинской и Пражской операциях.

Рассуждения Соколова Б. В. о потерях Войска Польского вообще «не из той оперы». Во-первых, Кривошеев Г. Ф. подсчитывал потери Красной армии, а не Войска Польского. Согласно табл. 34 книги «Великая Отечественная без грифа секретности» /3, с. 73/, безвозвратные потери Красной армии в 7 стратегических операциях 1945 года (Висло-Одерская, Западно-Карпатская, Восточно-Померанская, Восточно-Прусская, Венская, Берлинская, Пражская) составили 367 009 чел. В эту цифру, как это следует из таблиц, представленных на с. 161, 162, 164,166,168, 171 и 173 той же книги, не вошли ни потери 1-й армии Войска Польского в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях, ни потери 2-й армии Войска Польского в Берлинской и Пражской операциях, ни потери 1-й и 2-й румынских армий и

1-го чехословацкого армейского корпуса в Западно-Карпатской и Пражской операциях, ни потери 1 - й болгарской армии в Венской операции.

Во-вторых, сам же Соколов Б. В. признает, что «...авторы книги “Гриф секретности снят ” приводят в своей книге близкие к действительности данные о безвозвратных потерях двух армий Войска Польского за весь период боевых действий на советско-германском фронте — 24 707 чел. ...» /19, с. 19/. Выходит, что в целом Кривошеев Г. Ф. правильно оценил суммарные потери Войска Польского, т. е. этот приведенный Соколовым Б. В. пример не только не подтверждает его тезиса о занижении Кривоше-евым Г. Ф. потерь в три раза, но и прямо его опровергает.

Совершенно неубедителен и даже несколько глуповат пример занижения потерь, касающийся обороны Одессы. Соколов Б. В. пишет: «...Официальные цифры советских потерь в этой операции — 16 578 убитых и пропавших без вести. Однако известно, что в ходе сражения за Одессу румынская армия взяла около 16 тыс. пленных. Совершенно невероятно, чтобы за более чем два месяца боев защитники Одессы потеряли всего 578убитых» /19, с. 13/. А в ссылке № 11 он поясняет: «Цифра в 16 тыс. пленных, захваченных румынами в боях за Одессу, подтверждается тем фактом, что когда в 1943 году Румыния официально аннексировала Трансистрию (Одесскую область), то из плена были освобождены 13 682 уроженца Трансистрии...Нет сомнения, что большинство их были захвачены во время боев за Одессу...» /19, с. 249/.

У меня тоже нет сомнения, что большинство из освобожденных 13 682 уроженцев Одесской области были захвачены во время боев за Одессу. Но это были не воины Красной армии. Соколов Б. В., видимо, не догадывается25, что части Красной армии комплектовались по экстерриториальному принципу, в соответствии с которым в регулярных частях, обороняющих Одессу, если и были уроженцы этого города и Одесской области, то очень немного. Поскольку в обороне Одессы наряду с регулярными частями Красной армии принимали участие истребительные батальоны и отряды народного ополчения26, то очевидно, что большинство из освобожденных из плена одесситов попали в плен, сражаясь именно в отрядах народного ополчения27. А их потери, в том числе пленными, в донесениях войск не фигурировали. Поэтому из 16 тыс. объявленных румынами пленных красноармейцами были не более 2—2,5 тыс. чел., т. е. при обороне Одессы, согласно данным Кривошеева Г. Ф. о безвозвратных потерях, Красная армия убитыми потеряла не 578 чел., как «насчитал» Соколов Б. В., а 14—14,5 тыс. чел. (примерно по 200 чел. в день), что не противоречит здравому смыслу.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru