Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Людские потери на советско - германском фронте Страница - 11

Из новых примеров единственным, пытающимся уличить Кривошеева Г. Ф. в занижении потерь в три раза, является пример о потерях 1-го Украинского фронта в Берлинской и Пражской операциях. Вот что пишет о них Соколов Б. В.: «...Попробуем оценить, какова была бы численность группировки 1-го Украинского фронта в начале Пражской операции, если бы не потери в Берлинской операции, закончившейся для войск фронта непосредственно перед началом Пражской операции. При этом надо учитывать, что численность воздушно-десантной дивизии была примерно равна численности стрелковой дивизии, а численность одной кавалерийской дивизии равнялась примерно трети от численности стрелковой. Точно так же танковый и механизированный корпуса каждый были примерно равны по численности полнокровной стрелковой дивизии. А две отдельные танковые бригады и три самоходно-артиллерийские, вместе взятые, были примерно равны по численности одной стрелковой дивизии. Тогда общую численность группировки 1-го Украинского фронта перед началом Берлинской операции — без девяти дивизий 28-й армии — можно оценить примерно в 47расчетных стрелковых дивизий, а численность группировки того же фронта к началу Пражской операции — в 83,2 расчетной стрелковой дивизии. С учетом численности войск 1-го Украинского фронта к началу Берлинской операции численность войск фронта, привлеченных к участию в Пражской операции, можно оценить в 975,2 тыс. человек, тогда как на самом деле в момент начала Пражской операции она составила 806,4 тыс. человек. Потери 1-го Украинского фронта в Берлинской операции, согласно “Грифу секретности снят”, составили 86 245раненых и больных и 27 580убитых и пропавших без вести. Если вычесть их из 975,2 тыс. человек, то получится 861,4 тыс. человек. Это на 55 тыс. больше, чем действительно осталось людей в войсках 1-го Украинского фронта к началу Пражской операции. 55 тыс. — это приблизительный объем недоучтенных безвозвратных потерь, без учета возможных пополнений, поступивших в войска фронта к началу Пражской операции. Тогда общие безвозвратные потери фронта в Берлинской операции можно оценить в 82,6 тыс. человек, что в 3 раза больше цифры, приведенной авторами “Грифа”...» /19, с. 17/.

Как следует из приведенного отрывка, боевой состав

1-го Украинского фронта к началу Пражской операции Соколов Б. В. определил в 83,2 «расчетные» дивизии общей численностью в 975,2 тыс. чел. Это значит, что численность «расчетной» дивизии им принята в И 721 чел. (975,2 : 83,2 = И 721). Но в Красной армии стрелковых дивизий такой численности не было. Откуда же Соколов Б. В. взял эту цифру? Не составляет труда выяснить, что численность «расчетной» дивизии получена Соколовым Б. В. делением приведенной Кривошеевым Г. Ф. численности 1-го Украинского фронта к началу Берлинской операции (550,9 тыс. чел.) на подсчитанное Соколовым Б. В. число «расчетных» дивизий фронта к этому моменту (47) — 550,9 : 47 = И 721.

Здесь снова Соколов Б. В. прибегает к фальсификации, намеренно не учитывая имеющихся во фронте отдельных частей, хотя об их наличии в составе 1-го Украинского фронта он знает. Это подтверждается тем, что, рассуждая об участии или неучастии ряда дивизий 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов в Берлинской операции /19, с. 16/, Соколов Б. В. ссылается на страницы 441—450 книги «Последний штурм» (Берлинская операция 1945 г.) /23/. Но именно на этих страницах перечислен боевой состав фронтов, участвующих в Берлинской операции, и на с. 449 указаны соединения и части фронтового подчинения, относящиеся к 1-му Украинскому фронту. В составе 1-го Украинского фронта к началу Берлинской операции, кроме соединений и объединений, учтенных Соколовым Б. В. при определении числа «расчетных» дивизий, было 190 отдельных полков и 31 отдельный батальон (дивизион) /24, с. 617—618/. Их суммарная численность составляла не менее 200 тыс. чел., т. е. на долю 47 «расчетных» дивизий приходилось не 550,9 тыс. чел., а 350,9 тыс. чел. Численность «расчетной» дивизии в этом случае будет не 11 721 чел., а 7466 чел. (350,9 тыс. чел. : 47=7466 чел.). Численность 83,2 «расчетных» дивизий при этом составляет не 975,2 тыс. чел., а 621,2 тыс. чел. Если считать, что численность отдельных частей оставалась неизменной, то к началу Пражской операции 1-й Украинский фронт должен был иметь 821,2 тыс. чел., а имел 806,4 тыс. чел. Получается, что в ходе Берлинской операции фронт потерял лишь 14,8 тыс. чел. убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Если следовать логике Соколова Б. В., выходит, что Криво-шеев Г. Ф., указывая потери в 113,8 тыс. чел., завысил их на 99 тыс. чел., т. е. более чем в 6 раз. Но это не так: при проведении как Берлинской, так и Пражской операций в состав 1-го Украинского фронта входили дивизии, численность которых могла быть самой разной и существенно отличаться от «расчетной»28. И потому использование абстрактной «расчетной» численности дивизий для оценки потерь войск в реальных фронтовых операциях совершенно бессмысленно: оно представляет собой абсурдную манипуляцию виртуальными цифрами, не имеющими никакого отношения к действительности.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru