Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Международные связи российской политической эмиграции Страница - 8

И. Гагарин, как и В. Печерин, полагали, что католичество поможет России и, более того, российскому освободительному движению. Герцен был совсем другого мнения, но тем не менее его интерес к Гагарину известен еще с 1844 г., что находит отражение и в дневнике Герцена, и в других его материалах. В первую очередь нужно отметить повесть Герцена «Долг прежде всего*, где, по мнению одних исследователей, образ одного из героев — Ана-толя Столыгина навеян историей В. С.Печерина45, а по мнению других — И. С.Гагариным, во всяком случае и им тоже46. Между Печериным и Гагариным были, конечно, заметные отличия не только личного плана, но и мировоззренческого. Гагарин принимал определенное участие в общественном движении в самой России и относился к довольно радикальным его кругам. Он принадлежал к известному «кружку шестнадцати*, членом которого был и М. Ю.Лермонтов, но в отличие от Печерина, никакого разрыва с католицизмом и иезуитами у него не последовало.

К католицизму Гагарина привлек непосредственно один из членов «кружка шестнадцати* Ксаверий Браницкий, с которым Герцен наладил определенные отношения в начале 50-х гг. Но о каких-либо отношешшх Герцена и Гагарина вплоть до 1860 г. данных не существует. Нет никаких сведений и о том, что Герцен стремился привлечь этого эмигранта-католика к деятельности Вольной русской типографии. В чем причина, трудно сказать, но скорее всего повлияла неудача первого контакта с Печериным. Впрочем, может быть были и другие причины. Инициатором налаживания связей был Гагарин, который в 1860 г. послал Герцену оттиск отпечатанного им в Париже, в журнале «Корреспондан* « Философического письма* Чаадаева. Гагарин писал тогда Герце* ну, что напечатал его с целью познакомить французов с именем Чаадаева и посылает его Герцену, поскольку знает его дружбу и уважение к Чаадаеву47. Герцен через несколько дней ответил благодарственным письмом, подтвердив, что Чаадаева он 4действительно любил и уважал много*48.

В этом первом письме Герцену Гагарин сообщал, что собирается в ближайшее время приступить к печатанию избранных сочинений Чаадаева. Это свое намерение Гагарин исполнил через два года и послал Герцену книгу, на титуле которой значилось, что издана она в Париже и Лейпциге. Письмо это датируется 11 июня 1862 г. и в нем содержатся не только обычные слова сопроводительного характера и всякие частности, но и нечто большее. Гагарин посчитал необходимым написать следующие слова: «Я знаю, какая бездна нас разделяет, но память Чаадаева и искренняя ваша и моя дружба к нему служат между нами звеном, и как мне кажется, если поближе приглядеться, не единственным; нападая на все гадкое, вы делаете дело благое и богоугодное, а если вы иногда и стреляете на то, что не заслуживает ваших упреков и вашего негодования, я убежден, что это происходит оттого, что дым и пыль сражения, оттого, что отдаление не позволяют вам разобрать разные знамена*49. С одной стороны, таким образом, бездна разделения, с другой — все-таки, Гагарин, видит определенные основания для общности взглядов и даже действий между ним и революционным социалистом Герценом.

И. С.Гагарин был не единственным русским князем, оказавшимся в то время в политической эмиграции. В эмиграции находился и князь П. В. Дол гору ков (1816—1868), также происходивший из древнего боярского рода. Собственно, за рубежом он не был новичком. Еще в начале 40-х гг. он под псевдонимом «граф Альмагро* опубликовал в Париже на французском языке «Заметку о главных фамилиях России*, где имелись материалы, компрометирующие ряд известных русских сановников. Интересно, что второе издание этой работы последовало в Брюсселе в 1843 г. и Долгоруков уже не стал скрывать своей фамилии. Он был из-за этого вызван в Россию и сослан в Вятку. Следующий выезд Долгорукова за границу последовал в 1859 г., а в следующем, 1860 г. он переходит на положение политического эмигранта.

П. Долгоруков был связан с Герценом значительно теснее, чем Гагарин. Он сотрудничал в «Колоколе*, а также издавал за рубежом несколько периодических изданий — «Будущность*, «Правдолюбивый», «Листок» и др. Они носили явно антисамодержав-ный характер, но не более. Тем не менее, в одйом из отчетов III отделения «Будущность» называлась революционной газетой50. Но при всех резкостях некоторых материалов этого издания, ничего революционного в нем не было. В самой своей известной книге, которая была выпущена в 1860 г. в Париже под названием «Правда о России» он дает весьма высокую оценку самому Герцену и его деятельности. Но вместе с тем он вполне отчетливо отразил свое идейное расхождение с ним, подчеркнув, что Герцен — социалист, а он, Долгоруков, является сторонником умеренной конституционной монархии, которую считал лучшей формой правления51.

Таким образом, в среде русской политической эмиграции того времени довольно четко обозначились как бы три политических направления. С одной стороны, аристократическая фронда, которая представляла собой оппозицию сугубо политического характера, хотя и не без серьезных личных оснований. С другой — все более умножавшееся число эмигрантов революционных, которые, как правило, были социалистами. Было еще одно, промежуточное течение — течение демократическое, но не революционное и, вместе с тем, антимонархическое. Представители первого направления в эмиграции были очень немногочисленны, но они представляют интерес и сами по себе, как некий феномен эпохи, а также как представители эмиграции в целом, поскольку поддерживали определенное отношение с другими эмигрантскими течениями. К этому первому течению может быть отнесен, например, и еще один князь — Ю. Н. Голицын — известный русской хоровой дирижер и композитор. В 1858 г., когда Голицын находился в Германии, он наладил переписку с Герценом, опубликовал в «Колоколе» свои заметки, носившие явно оппозиционный характер52. Об этой публикации стало вскоре известно правительству, и Голицын высылается в г. Козлов. Вскоре, однако, ему удается усыпить бдительность властей и он бежит за границу. Произошло это в 1860 г., когда ему удалось первоначально переправиться в Румынию, а затем через Стамбул он попадает в Англию, где в апреле посещает первый раз Герцена53.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.