Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Минное оружие - Страница 8

В контрнаступлении под Курском был сделан значительный шаг вперед в разработке способов применения инженерных войск в условиях преодоления глубоко эшелонированной вражеской обороны*.

Совершенно ошибочно ныне принято считать, что мины в настоящее время отжили свое.

Опровержение тому - недавняя советская история. В своей книге полковник А. В. Мусиенко «Спецназ ГРУ в Афганистане* (глава «Минная война») пишет: «В Афганистане, по некоторым данным, около 18% боевых потерь личного состава (погибшие и раненые) и 74% повреждений техники были вызваны применением моджахедами минно-взрывных заграждений. Формирования афганских мятежников в вооруженной борьбе делали основную ставку на широкомасштабную “минную войну". Моджахеды минировали почти все тропы и дороги, не используемые ими лично или их сторонниками. “Духи" редко применяли сплошное минирование, предпочитая устанавливать одиночные мины и фугасы или группы из 3-6 мин*.

Согласно конспекту лекции заместителя начальника кафедры инженерных заграждений Военно-инженерного института полковника А. Т. Маршценко «Особенности устройства заграждений и производства разрушений в локальных войнах и вооруженных конфликтах», в ходе войны в Афганистане, при проведении Нандшерской операции, в апреле - августе 1984 года на минах было потеряно 550 человек, а 66-я отдельная десантно-штурмовая бригада за две недели боев потеряла на минах 38 человек, не имея потерь от стрелкового оружия.

Афганская война 1979-1989 годов хорошо подтверждает эффективность минно-взрывных заграждений, ибо без мин афганские моджахеды не могли бы нотивостоять советским войскам. Так. в книге В. А. Рунова «Афганская война» читаем:

«Одним из основных способов партизанских действий вооруженных сил оппозиции была “минная война". Она интенсивно велась на всех автомобильных дорогах и преследовала цель прервать или серьезно затруднить движение военных колонн и государственного транспорта с народнохозяйственными грузами. Основное внимание уделялось минированию основных дорог: Кабул - Герат - Кандагар; Кабул - Хайратан; Кабул - Джелалабад; Кабул - Гардез - Хост. Для этого применялись различные мины и инженерные боеприпасы преимущественно зарубежных образцов.

Мины и фугасы устанавливались на путях движения заблаговременно или непосредственно при приближении войск и транспортных средств. Наиболее характерными местами установки мин и фугасов являлись: участки дорог (маршрутов) перед населенными пунктами; участки горных дорог, проходящих по карнизам, вдоль рек, в ущельях, т. е. обход или восстановление которых невозможен или затруднен; съезды с основных дорог или въезды на них; подходы к источникам воды, бродам, переправам; поврежденные участки дорог; выходы ущелий к дорогам; места, удобные для отдыха, привалы.

Мины устанавливались как равномерно на всем протяжении маршрута, так и отдельными группами по 3-5 штук. Порядок установления мин был самым различным: по одной в колее, в шахматном порядке по обеим колеям, по всей дороге, группами (одна противотанковая мина и 3-5 противопехотных, установленных вокруг). Все мины тщательно маскировались под фон местности. Нередко для затвердевания разрыхленного грунта место установки поливалось водой или засыпалось золой от сожженной соломы. Для создания единого фона местности но местам установки мин и фугасов иногда прогоняли животных. Для постановки мин в крупных отрядах имелись специально подготовленные группы минирования в составе 4-5 человек. Часто для этих целей привлекались мирные жители и даже дети после их небольшой подготовки. В местах постановки мин выставлялись посты, которые пре-дулреждали водителей отдельных частных автомобилей и пешеходов. Обычно за предупреждение взималась определенная плата*.

И далее: «Минно-взрывные заграждения душманы устраивали для прикрытия оборонительных позиций, важных военных объектов и баз снабжения, а также для затруднения подвоза по дорогам материальных средств и движения войсковых колонн. Их основу составляли либо противотанковые и противопехотные, либо смешанные минные поля, очаги или группы мин*.

В Кувейте в 1991 1-оду армия Ирака создала мощную инженерную оборону, в которой минам отводилась важная роль. В книге Геннадия Коржа «Саддам Хусейн история взлета и падения* описывается опыт инженерных действий в ходе войны в Кувейте в 1991 году:

«...На двое трое суток до начала наступления в боевых частях первого оперативного эшелона (“многонациональных войск”) были сосредоточены специальные группы разграждения, оснащенные средствами для проделывания проходов в минных полях, бульдозерами и танками с навесными колейными и Катковыми тралами, другой инженерной техникой...

...Практически вдоль всей границы Кувейта с Саудовской Аравией был вырыт противотанковый ров глубиной 3-3,5 метра, перед которым имелся бруствер из песка примерно такой же высоты, за которым были проложены пути для маневров танков и огневых средст. Ров предполагалось заполнить нефтью с таким расчетом, чтобы его можно было поджечь во время перехода сухопутной группировки многонациональных сил в наступление. За рвом следовала система минных полей и проволочных заграждений.

На танкоопасных направлениях в глубине обороны иракских войск создавались своеобразные укрепленные районы, состоявшие из системы земляных валов высотой до 5 метров в центре и 2 метров на флангах.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru