Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 10

Отдельные оценки военно-оперативной деятельности железных дорог во время обороны Москвы, Ленинграда, Сталинграда и других боевых операций в той или иной степени затронуты в мемуарах советских полководцев: И. X. Баграмяна, С. С. Бирюзова, А. М. Василевского, Н. Н. Воронова, А. А. Гречко, А. И. Еременко, Г. К. Жукова, М. В. Захарова, И. С. Конева, К. А. Мерецкова, К. С. Москаленко, К. К. Рокоссовского и др.68, а также в новых публикациях, посвященных этим событиям69.

Ряд опубликованных в печати статей освещает участие железнодорожников в перебазировании производительных сил70. Следует, однако, заметить, что в целом эта проблема освещена еще недостаточно и нуждается в дальнейших исследованиях.

В течение второй половины 60-х и в начале 70-х годов были опубликованы работы, специально посвященные восстановлению транспортного хозяйства и новому железнодорожному строительству71. Эти публикации частично восполняют пробел в освещении столь важного вопроса, но далеко не исчерпывают его.

К работам, опубликованным в 60-е — начале 70-х годов, по интересующей нас проблеме, примыкают и общие труды по вопросам развития военной экономики СССР, а также деятельности различных звеньев советского тыла72.

Среди этих изданий следует отметить исследования экономистов Г. С. Кравченко и Я. Е. Чадаева, где кратко, но довольно обстоятельно показаны особенности в работе железных дорог в военных условиях. Правда, обоих авторов можно упрекнуть в недостаточном использовании трудов историков по этой проблеме.

Иное впечатление, к сожалению, оставляет глава «Транспорт в условиях войны» в коллективном труде «Советская экономика в период Великой Отечественной войны. 1941 —1945 гг.», подготовленном Институтом экономики АН СССР. Не говоря уже о том, что эта глава страдает повторами, нарушением хронологической последовательности при освещении событий, она содержит также немало прямых заимствований из опубликованных работ без необходимых в таких случаях ссылок, что само по себе является элементарным нарушением принципа научной Добросовестности 73.

История железнодорожного транспорта СССР кануна и периода Великой Отечественной войны не могла не привлечь вни-

Мания буржуазных историков, политиков и военных деятелей Запада. И хотя они не создали по рассматриваемому нами вопросу ни одной крупной работы, тем не менее они не могли полностью игнорировать проблему транспорта, опубликовав ряд статей и глав в книгах. Написанные с позиций антикоммунизма, эти издания далеки от объективного подхода к фактам. В то же время их авторы не могли не признать успешную работу железных дорог СССР во время войны.

В опубликованном в 1953 г. в Гамбурге (ФРГ) сборнике статей «Итоги второй мировой войны», переведенном в 1957 г. на русский язык, наряду с другими помещены статьи бывшего гитлеровского генерал-полковника Г. Гудериана и бывшего полковника вермахта Г. Теске74, в которых они касаются некоторых вопросов работы как германского, так и советского железнодорожного транспорта. Хотя и здесь есть утверждения о «непригодности русских коммуникаций», об их «примитивном транспортном оборудовании», оба автора вынуждены были дать довольно высокую оценку военно-эксплуатационной деятельности железных дорог СССР, отметив при этом постоянную перегрузку немецкого железнодорожного транспорта, который «не справлялся со своими задачами». Те же невольные признания содержатся в статьях и книгах бывших военнослужащих и сотрудников фашистского рейха: генералов К. Типпельскирха, Г. Дёрра, Дитмара, Г. Блюмснтрита, К. Цейтлера, руководителя немецкой железнодорожной дирекции «Восток» Г. Потгис-сера и других буржуазных идеологов 75.

Анализу развития транспорта СССР за годы Советской власти посвятил свою книгу профессор Гарвардского университета Хантер Холланд76. В специальной главе он вкратце рассмотрел работу железных дорог СССР во время второй мировой войны. Несмотря на то что в главе имеются отдельные высказывания о большой роли, которую сыграл советский транспорт в войне с фашистской Германией, читатель не найдет здесь научного объяснения причин, позволивших железным дорогам страны выдержать колоссальную нагрузку военного времени.

Все это еще раз подтверждает необходимость постоянной борьбы с буржуазными концепциями, создания глубоких и конкретных исследований, в полной мере раскрывающих преимущества социалистической экономики и советского строя.

Кратко резюмируя сказанное, следует отметить, что некоторые аспекты интересующей нас темы в той или иной степени уже нашли отражение в советской историографии. В оборот введен значительный фактический материал; сделаны ценные теоретические выводы и обобщения; раскрыта общая картина разносторонней и напряженной работы железных дорог; освещены такие вопросы, как перестройка работы транспорта на военный лад, его участие в перебазировании производительных сил СССР и в обеспечении первоочередных нужд фронта и тЫЛа’; состав, подготовка и политическое воспитание железнодорожных кадров; источники и формы их пополнения.

Дальнейшее исследование этой большой и актуальной проблемы, более полное освещение героических дел советских транспортников в годы минувшей войны, показ руководящей роли Коммунистической партии, а также профсоюзов и комсомола во всех звеньях железнодорожного транспорта имеют важное значение не только в научном, но и в идеологическом отношении.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru