Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 11

Настоящая работа представляет собой попытку восполнить пробел в изучении рассматриваемой проблемы. Автор, разумеется, учитывает сложность и многоплановость исследуемой темы и отнюдь не претендует на то, чтобы рассматривать настоящий труд как исчерпывающий все вопросы. Ряд составных частей такой большой проблемы, как «война и транспорт», может стать предметом специального монографического рассмотрения.

¦

Методологической основой книги явились богатое теоретическое наследие классиков марксизма-ленинизма, постановления съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС и решения Советского правительства по военно-хозяйственным вопросам.

Огромную важность при исследовании темы имели содержащиеся в произведениях В. И. Ленина многочисленные оценки и указания по вопросам о месте и роли транспорта вообще и железнодорожного — в особенности в системе общественного производства, о военном значении железных дорог, о необходимости установления на них дисциплины, строгого порядка и организованности, о формах и методах управления системой перевозок и т. д.

Большую ценность представляют документальные сборники партийно-правительственных материалов, отражающие роль Коммунистической партии и государственных органов по руководству деятельностью железнодорожного транспорта накануне и в годы минувшей войны77. Автором использованы также статьи, доклады и речи (в основном по проблемам хозяйственной и транспортной политики) руководящих деятелей партии и правительства Л. И. Брежнева, Н. А. Вознесенского, К. Е. Ворошилова, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, А. Н. Косыгина, В. В. Куйбышева, И. В. Сталина, М. В. Фрунзе, Н. М. Шверника, А. С. Щербакова и др.

Ряд важных фактических сведений и сводных данных почерпнут из опубликованных статистических и документальных сборников: «Транспорт и связь СССР», «Железные дороги СССР», «Железнодорожный транспорт в годы индустриализации СССР (1926—1941)», «Профсоюзы СССР» (т. 3) и др.78

Однако самую значительную группу наших источников составили материалы Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ЦПА НМЛ), Центрального архива Министерства путей сообщения (ЦА МПС), Центрального государственного архива народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР), Архива Министерства обороны СССР (Архив МО СССР), Центрального государственного архива Октябрьской революции СССР (ЦГАОР СССР), Центрального архива ВЦСПС (ЦА ВЦСПС), Центрального архива ВЛКСМ (ЦА ВЛКСМ), Архива Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию (Архив ГКПТО) и Научного архива Института истории СССР АН СССР (НА ИИ СССР).

Автор выражает глубокую признательность научным сотрудникам отдела истории советского общества и сектора истории СССР периода Великой Отечественной войны Института истории СССР АН СССР, отдела истории Великой Отечественной войны Института военной истории МО СССР, Маршалу Советского Союза А. М. Василевскому, наркому путей сообщения 1944—1945 гг. генерал-лейтенанту И. В. Ковалеву, академику Т. С. Хачатурову и начальнику штаба тыла Вооруженных Сил СССР генерал-полковнику И. М. Голушко, высказавшим ценные замечания и предложения при подготовке настоящей книги.

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 34, стр. 290, 292.

2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, стр. 542.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 171.

4 И. В. Ковалев. Транспорт в решающих операциях Великой Отечественной войны. М., «Знание», 1969, стр. 6.

5 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 34, стр. 155.

6 Там же, стр. 383.

7 Р. Арский. Состояние транспорта и его ремонт. М., изд-во Главпо-литпути, 1920, стр. 3.

8 С. Кульжинский. О развитии русской железнодорожной сети. СПб., 1910, стр. 10.

9 «Достижения Советской власти за сорок лет в цифрах». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1957, стр. 224.

10 В годы первой мировой войны сооружение новых железных дорог в России почти полностью прекратилось. Была лишь вчерне построена Мурманская дорога и ряд малых ветвей, требовавшихся для военных целей, а также перешита с узкой на нормальную колею линия от Вологды до Архангельска («Столетие железных дорог».— «Труды научно-технического комитета НКПС», вып. 20. М., 1925, стр. 26).

11 В. Клеменчич. Итоги работы железных дорог за три года (1917— 1920 гг.). М., 1920, стр. 5.

12 К концу 1917 г. свыше 5500 паровозов окончательно пришли в негодность и вышли из строя (А. А. Карабанов. Железнодорожный транспорт СССР за 15 лет. М.— Л., Гострансиздат, 1932, стр. 9).

13 ЦГАОР СССР, ф. 6, оп. 1, д. 818, лл. 1—2.

14 В. //. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 26.

15 В. В. Фомин. Ленин и транспорт. М., Политиздат, 1973, стр. 6.

16 В. //. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 271—272.

17 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 43, стр. 143.

18 «Железнодорожный транспорт СССР». М., Траисжелдориздат 1932, стр. 5.

19 «Транспорт и связь СССР». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1957, стр. 32.

20 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», Т. 2. М., Политиздат, 1970, стр. 160.

21 См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 344.

22 «Железнодорожный транспорт СССР», стр. 6.

23 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», т. 2, стр. 519.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru