Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 3

Советская власть получила в наследие такой транспорт, который в результате первой мировой войны оказался в чрезвычайно тяжелом положении. Царская Россия и без того имела железных дорог втрое меньше, чем Австро-Венгрия, в пять раз меньше, чем Англия, Франция, Германия и Соединенные Штаты, и в восемь раз меньше, чем Бельгия 7. «Развитие русской железнодорожной сети в настоящее время идет значительно медленнее потребности государства в перевозках»,— писал в 1910 г. известный специалист в этой области инженер С. Кульжин-ский 8. Общее протяжение всех железных дорог в стране к концу 1917 г. составляло 70,3 км9, из них 1,5 тыс. км более оснащенных в техническом отношении магистралей были полностью разрушены в результате военных действий 10. Значительная часть подвижного состава нуждалась в капитальном ремонте. Число больных паровозов на сети к осени 1917 г. достигло 27,4% п, а на отдельных дорогах даже 50% 12. Количество неотремонтированных и поврежденных вагонов только с марта по октябрь 1917 г. возросло в 2,5 раза 13.

Когда вскоре после победы пролетарской революции молодая Советская республика, изнуренная империалистической войной, была вынуждена отбиваться от внутренней контрреволюции и иностранной военной интервенции, В. И. Ленин обратил особое внимание на необходимость мобилизации всех ее ресурсов, тщательной подготовки к этой борьбе всего народного хозяйства, в том числе и железнодорожного транспорта.

«Наш лозунг,— говорил он,— должен быть один — учиться военному делу настоящим образом, ввести порядок на железных дорогах. Без железных дорог социалистическая революционная война — вреднейшее предательство» 14.

Во время гражданской войны В. И. Ленин уделял много внимания и вопросам четкого выполнения заданий по воинским п°оевозкам. Он не раз отмечал при этом ту решающую роль, которую играет в питании фронта железнодорожный транспорт. Как вспоминал бывший военный комиссар по проведению чрезвычайного положения на железных дорогах В. В. Фомин, приходилось поражаться, насколько «блестяще разбирался Владимир Ильич во всех этих вопросах» 15.

Пролетарский вождь был нетерпим к случаям простоев и задержек вагонов с оперативными грузами на театрах военных действий, поскольку это вело к серьезным последствиям, еще более осложняло и без того напряженную работу железных дорог. В. И. Ленин систематически интересовался вопросами продвижения наиболее срочных воинских составов. Его указания и распоряжения об ускорении доставки войск и материальных средств свидетельствуют о глубоком понимании им вопросов эксплуатации средств и путей сообщения в военное время.

Для В. И. Ленина значение железных дорог определялось не только интересами войны, но и социалистического производства. По его словам, они составляют «одно из проявлений самой яркой связи между городом и деревней, между промышленностью и земледелием, на которой основывается целиком социализм» 16.

Многочисленные ленинские произведения и документы тех лет содержат неоценимые практические указания по коренным вопросам становления и развития социалистического транспорта. В них были четко сформулированы основные пути рационализации транспортных связей в стране и технической реконструкции железных дорог, определены новые формы управления деятельностью железнодорожной сети, установления на всех магистралях строгого порядка, централизации и дисциплины.

Победоносное окончание гражданской войны позволило советскому народу под руководством ленинской партии приступить к планомерному восстановлению хозяйства страны. Успех этой работы во многом зависел от слаженного функционирования важнейших видов отечественного транспорта.

Обращаясь к делегатам Всероссийского съезда транспортных рабочих 27 марта 1921 г., В. И. Ленин говорил о том, что» едва ли есть другая часть пролетариата, которая так тесно связана своей повседневной экономической деятельностью с промышленностью и земледелием, чем железнодорожники и водники. Исходя из этого обстоятельства, он указывал на то, какие исключительно важные задачи и какая огромная ответственность падают в создавшейся обстановке на транспортников. «...От работы этой части пролетариата,— подчеркивал В. И. Ленин,— непосредственно больше зависит судьба революции, чем от остальных частей его. Пам нужно восстановить оборот земледелия и промышленности, а чтобы его восстановить, нужна материальная опора. Что есть материальная опора для связи между промышленностью и земледелием? Эго есть транспорт железнодорожных и водных путей» 17,

Ю

Между тем состояние транспорта в стране оставалось крайне тяжелым. В результате военной интервенции и гражданской войны оказались полностью разрушенными 4332 моста, 1885 км главных рельсовых путей, 2904 стрелочных перевода, 760 тыс. кв. метров гражданских сооружений и др.18 В 1920 г. общий грузооборот железных дорог составил менее пятой части грузооборота 1913 г. (17,3%) 19, причем особенно резко снизились перевозки важнейших народнохозяйственных грузов: угля, металла, нефти, руды и хлеба. Было сильно дезорганизовано и пассажирское движение.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •