Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 4

Комхмунистическая партия во главе с В. И. Лениным мобилизовала все трудовое население страны на борьбу с экономической разрухой, за быстрое возрождение железных дорог под лозунгом: «Все на работу по продовольствию и транспорту!» На 18 заседаниях Совета Ъбороны, состоявшихся под председательством В. И. Ленина, было обсуждено более 80 вопросов о работе транспорта. О необходимости скорейшего преодоления чрезвычайно серьезных транспортных затруднений как самой неотложной текущей задачи говорилось в резолюции IX съезда РКП(б) (29 марта — 5 апреля 1920 г.) по отчету Центрального Комитета: «В центре внимания и усилий нашей партии и Советской власти в течение ближайшего периода остается транспорт. Его улучшение является необходимой предпосылкой самых скромных успехов во всех других областях хозяйства и, в первую очередь, в продовольственном отношении» 20.

Партия разработала конкретный и эффективный план восстановления транспортного хозяйства, приняв, как отмечал В. И. Ленин, экстренные меры, «поистипе героические и революционные» 21.

За сравнительно короткий срок благодаря усилиям железнодорожников и всего народа были достигнуты серьезные успехи. Уже в 1923 г. перевозки железнодорожного транспорта увеличились на 45,4% против предыдущего года 22.

XIII партийная конференция, состоявшаяся в январе 1924 г., с удовлетворением констатировала, что «транспорт находится в таком состоянии, когда он без особых затруднений способен удовлетворять все предъявляемые к нему народным хозяйством требования»23. В 1924/25 хозяйственном году был превышен уровень 1913 г. по числу перевезенных пассажиров, а в 1925/26 г. по грузообороту24. При этом железнодорожная сеть была не только восстановлена, по и расширена за счет нового строительства. В течение восстановительного периода (1921 —1925 гг.) в эксплуатацию было сдано 2,9 тыс. км новых линий 25.

С 1926 г. Коммунистическая партия, неуклонно следуя заветам великого вождя и в соответствии с ленинским планом строительства социализма в СССР, приступила к осуществлению индустриализации и социалистической реконструкции всего народного хозяйства страны. Новые задачи, выдвинутые партией перед советским народом, потребовали дальнейшего оздоровления железнодорожного транспорта и повышения уровня его эксплуатационной деятельности.

В резолюции XV съезда ВКП(б) (1927 г.) «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства» указывалось на необходимость «обратить сугубое внимание на коренную реконструкцию транспортного хозяйства и рационализацию его работы по типу наиболее передовых в техническом отношении стран и вместе с тем более полного приспособления его к интересам потребителей» 26.

Решения XV (1927 г.) и XVI (1930 г.) съездов ВКП(б), XVI партийной конференции (1929 г.), а также обращение ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 января 1931 г. ко всем партийным, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям «О железнодорожном транспорте» и постановления июньского и октябрьского (1931 г.) пленумов ЦК ВКП(б) («Железнодорожный транспорт и его очередные задачи», «О железнодорожном транспорте») 27 явились для железнодорожников боевой программой действий в их борьбе за мобилизацию новых внутренних ресурсов транспорта, за успешное выполнение заданий первого пятилетнего плана.

К концу первой пятилетки уровень эксплуатационной деятельности железных дорог СССР заметно повысился. Запланированный на пятилетие объем работы по перевозкам был превзойден за четыре года. В 1932 г. железнодорожники перевезли грузов на 111,7 млн. т больше, чем в 1928 г., и па 135,5 млн. т больше по сравнению с 1913 г.28 Производительность труда на железных дорогах возросла за пятилетие на 80% 29- За это же время была создана крупная база транспортного машиностроения, что в значительной мере позволило осуществить техническое перевооружение средств и путей сообщения. В результате общая мощность паровозного парка увеличилась на одну треть, был налажен выпуск магистральных электровозов, тепловозов, а также паровозов серии «ФД» и «ИС», которые встали в один ряд с лучшими локомотивами мира. Грузоподъемность только вагонного товарного парка в конце пятилетки в полтора раза превысила уровень 1913 г., причем уже около трети всех товарных вагонов было приспособлено к автоторможению. Наряду с укреплением и реконструкцией существующей сети железных дорог за годы пятилетки было развернуто сооружение новых линий. Особенно широкие размеры оно получило в национальных республиках: Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане— в недавнем прошлом отсталых окраинах России. В рекордные сроки здесь вступили в строй знаменитая Туркестано-Сибирская железная дорога, линии Боровое — Акмолинск—Караганда, Сурханы — Душанбе — Янги-Базар,  Петропавловск —

Караганда и многие другие. Все эти линии способствовали подъему новых, еще не освоенных районов, их ипдустриалпза-

Ции, социалистическому переустройству сельского хозяйства, росту материального благосостояния местного населения30.

Всею в грды первой пятилетки эксплуатационная длина железнодорожной сети увеличилась с 76,9 тыс. км в 1928 г. до 81,8 тыс. км к концу 1932 г.31

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru