Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 5

По итогам первой пятилетки железнодорожный транспорт СССР вышел на первое место в мире по густоте движения и пассажирским перевозкам и на второе место — по грузовым перевозкам.

Еще более грандиозные задачи по форсированному развитию транспортной системы решал советский народ во время второй пятилетки (1933—1937 гг.). Главная из них в области железнодорожного транспорта заключалась в том, чтобы превратить его в ведущую отрасль народного хозяйства, способную обеспечить важнейшие потребности растущей экономики и обороны страны. В годы второй пятилетки в соответствии с решениями XVII партийной конференции (1932 г.) и XVII съезда В1П(б) (1934 г.) требовалось осуществить коренную реконструкцию железных дорог с внедрением мощных локомотивов и большегрузных вагонов, введением автоблокировки и автосцепки, развертыванием электрификации на ряде важных направлений.

Между тем в 1933 г., первом году пятилетки, выявилось замедление темпов развития транспорта. Главными причинами этого явились недостатки организационного характера: обезличка в использовании локомотивов, нарушения трудовой дисциплины, текучесть рабочей силы, уравниловка в заработной плате и т. д.

В июле 1933 г. СНК СССР и ЦК В1П(б) приняли ряд постановлений, в которых были вскрыты причины отставания железных дорог и намечены действенные меры борьбы за перестройку их работы. По решению ЦК ВКП(б) от 10 июля 1933 г. на железнодорожном транспорте были введены политотделы, призванные прежде всего помочь железнодорожникам выправить создавшееся положение32. Работе железнодорожного транспорта было уделено внимание и на XVII съезде ВКП(б). О нем говорилось и в отчетном докладе Центрального Комитета, и в выступлениях ряда делегатов. Причем говорилось не только о народнохозяйственном значении транспорта, но и его месте в обороне страны. В выступлении наркома по военным и морским делам СССР К. Е. Ворошилова, например, отмечалось, что «для обеспечения действий современной армии нужен и современный транспорт, - прекрасно организованный, работающий без сучка и задоринки. Транспорт к войне должен готовиться так же, как и сама армия» 33.

В результате принятых мер по улучшению работы транспорта грузооборот железных дорог в 1931 г. увеличился на 18,3% но сравнению с 1933 г. По особенно большие успехи были

Достигнуты после того, как с 1935 г. по почину донецкого маши* ниста Петра Кривоноса развернулось движение передовиков транспорта. Уже в 1935 г. на железных дорогах - насчитывалось 69 тыс. стахановцев-кривоносовцев. В последующие годы второй пятилетки их ряды выросли в несколько раз 34.

Вторая пятилетка, в результате которой социализм в СССР одержал полную победу, завершилась серьезными достижениями и в области железнодорожного транспорта. Задания по грузообороту были выполнены с превышением досрочно — в 4 года. Значительно улучшилось использование подвижного состава. Среднесуточный пробег товарного локомотива в 1937 г. превысил плановое задание на 26,2%, а среднесуточный пробег товарного вагона — на 11,8% 35. В основном завершилась техническая реконструкция железнодорожного транспорта: он был оснащен новой, современной техникой. За пятилетие подвижной состав магистралей обновился на 30—40%. Только инвентарный парк грузовых вагонов широкой колеи увеличился за это время (в учетных единицах) на 180.892, или на 32%, составив на 1 января 1938 г. 744.199 вагонов36. Причем, удельный вес грузовых вагонов, оборудованных автоматической сцепкой, вырос с 0,6% в 1932 г. до 17,2% в последнем году второй пятилетки. С 1935 г. весь вагонный парк был переведен на автоматическое торможение. Кроме того, за этот же период количество железнодорожных путей, оснащенных автоблокировкой, увеличилось на 4838 км.

В течение второй пятилетки было введено в действие 2,8 тыс. км новых линий, уложено 5,7 тыс. км вторых путей. Протяженность электрифицированных линий увеличилась на 979 км, достигнув на 1 января 1938 г.— 1041 км 37. Все это позволило в сочетании с новой технической вооруженностью сети и лучшим использованием подвижного состава поднять среднесуточную погрузку более чем втрое по сравнению с 1913 г.38

Огромная работа была проведена и по подготовке новых железнодорожных кадров. Число работников по эксплуатации железных дорог возросло с 1021,7 тыс. в 1933 г. до 1249,8 тыс. в 1937 г. (102,2% к пятилетнему заданию) 39.

Так в короткий исторический срок, всего за два десятилетия, советский народ под руководством Коммунистической партии сумел осуществить подлинную революцию па железнодорожном транспорте, превратив его в передовую отрасль социалистической экономики. Советская страна вступала в полосу завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. В обстановке нараставшей военной угрозы ог трудящихся СССР требовались новые усилия, чтобы быть готовыми к любым действиям агрессоров. Советский Союз стоял накануне великих испытаний.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru