Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 6

Мы сознательно начали с краткой характеристики народнохозяйственного и военного значения железных дорог. Небольшой экскурс в прошлое позволяет рельефнее ощутить масштабность и глубину преобразований, осуществленных советским народом в областр транспорта — исключительно важной отрасли народного хозяйства. Без коренной социалистической реконструкции всей железнодорожной системы невозможно было успешно воплотить в жизнь ленинскую программу построения социализма в СССР, превратить страну в передовую высокоразвитую державу и вместе с тем быть готовым к достойной защите социалистического Отечества от посягательств империалистов.

Учитывая враждебность капиталистического мира, постоянную опасность вооруженного нападения извне, партия неустанно заботилась об укреплении обороноспособности СССР, помня указание В. И. Ленина о том, что к защите Отечества «надо готовиться длительно, серьезно, начиная с экономического подъема страны, с налажения железных дорог (ибо без них современная война есть пустейшая фраза)...»40. Ленинские выводы об огромном значении железнодорожных коммуникаций в современной войне полностью оправдались в период борьбы советского народа против фашистских агрессоров.

Настоящая работа посвящена истории железнодорожного транспорта СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны, когда на долю советского народа выпали чрезвычайно тяжелые испытания. Это время явилось также строгой проверкой правильности транспортной политики Коммунистической партии, а для железных дорог — суровым экзаменом их способности выполнить стоящие перед ними задачи.

Работа советских железных дорог накануне и особенно в годы Великой Отечественной войны охватывает весьма широкий круг вопросов. Сюда входит и анализ военно-хозяйственного значения железных дорог, и воссоздание картины трудовой деятельности одного из ведущих отрядов рабочего класса СССР — советских железнодорожников.

Изучение богатого опыта тех лет представляет несомненный научный и практический интерес на современном этапе, тем более что многое из практики того времени по укреплению социалистической экономики и повышению оборонной мощи Советского государства остается актуальным и в наши дни.

К тому же освещение истории одного из крупных отрядов рабочего класса имеет важное значение в деле воспитания советских людей, особенно молодого поколения, на героических примерах прошлого.

Число исследований, специально посвященных истории железнодорожного транспорта накануне и в годы Великой Отечественной войны, сравнительно невелико. Между тем отдели* пые вопросы работы советских железных дорог и трудовой деятельности железнодорожников в 1938—1945 гг. /Затрагиваются почти во всех книгах, посвященных крупнейшим военным операциям, общим проблемам войны, истории КПСС, военной экономики и т. д.

Скупо освещена в научной литературе история железнодорожного транспорта СССР в годы третьей пятилетки (1938— июнь 1941 г.). До войны по этому вопросу бдоли опубликованы работы, носящие в основном экономический характер 4I.

После войны появился ряд работ более широкого плана. Прежде всего следует назвать книгу экономиста А. Г. Напорко «Очерки развития железнодорожного транспорта СССР», опубликованную в 1954 г. В одной из глав автором дана краткая картина развития материально-технической базы железных дорог в 1938—1940 гг. Материал аналогичного характера содержится также в работах экономиста Б. П. Орлова и коллективном труде «Социалистическое народное хозяйство СССР в 1933—1940 гг.», подготовленном авторским коллективом Института экономики АН СССР 42.

Указанные работы содержат ряд новых фактических и цифровых данных и дают общее представление о хозяйственной деятельности железных дорог в начале третьей пятилетки. Излагаемые в них события хронологически замыкаются 1940 годом. Материалов первой половины 1941 г. они не затрагивают. В этом отношении их несколько дополняет первый том «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 — 1945»43, куда были включены данные о состоянии железнодорожной сети страны накануне фашистской агрессии. С конца 50-х годов появилось также несколько исторических работ, которые содержат общие сведения о предвоенном периоде, краткие данные о деятельности органов военных сообщений Красной Армии, железнодорожных войсках и строительстве новых линий 44. Однако перечисленных работ, разумеется, недостаточно для раскрытия всех аспектов предвоенной истории железнодорожного транспорта и одного из ведущих отрядов рабочего класса — советских железнодорожников.

Что касается историографии железнодорожного транспорта периода Великой Отечественной войны, то первые попытки осветить военно-хозяйственную деятельность советских железных дорог относятся еще ко времени Великой Отечественной войны. Публикации тех лет, понятно, не имели характера широких исторических исследований. Это были преимущественно небольшие по объему статьи и брошюры. Большая часть из них касалась производственных вопросов, представлявших интерес для определенного круга специалистов. Наряду с этим в 1941 — 1945 гг. появился целый ряд брошюр и статей, имевших целью популяризацию трудовых достижений железнодорожников, рпыта новаторов, вопросов социалистического соревнования,

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru