Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 7

Партийно-по/шгнческой работы па транспорте, подготовки новых кадров и т. д. Авторами подобных изданий пропагандистского характера выступали руководящие работники железных дорог, Наркомата путей сообщения, партийных и профсоюзных органов, передовики производства, ученые и др.45

По мере некоторого накопления материалов наблюдалось стремление авторов ряда публикаций к научному осмысливанию и обобщению фактов.

Заслуживают внимания изданные в 1943 г. и ставшие библиографической редкостью брошюры известных советских экономистов: академика В. Н. Образцова и профессора (ныне академика) Т. С. Хачатурова46. Они знакомили читателей с новыми условиями работы железнодорожной сети в начальный период войны, популяризировали передовые методы труда, показывали хозяйственное значение этих методов. В брошюрах содержались практические предложения по улучшению эксплуатации железных дорог в условиях военного времени.

Известный познавательный интерес представляют появившиеся в военные годы небольшие сборники, которые содержали очерки о трудовых делах знатных людей железных дорог47. Их главной задачей являлась пропаганда среди железнодорожников производственного опыта передовиков транспорта.

Теме возрождения разрушенных в результате фашистской оккупации железных дорог и подвигам военных железнодорож-ников-восстановителей посвящен ряд брошюр и популярных статей, опубликованных в 1941 —1945 гг.48

Несколько статей, кратко освещавших роль железных дорог в обеспечении боевых действий Красной Армии, было помещено в те же годы в журнале «Железнодорожный транспорт»49. Но из-за условий военного времени в этих публикациях, как правило, не сообщались названия железнодорожных участков и пунктов, где происходили события; в большинстве случаев отсутствовали необходимые цифровые данные. Вместе с тем эти популярные брошюры и статьи военных лет, написанные непосредственными свидетелями и участниками событий, бесспорно сыграли большую агитационно-пропагандистскую роль, вызывая у советских железнодорожников горячее стремление сделать все для скорейшего разгрома врага.

С научной точки зрения это были лишь первые шаги на пути освоения интересующей нас столь сложной темы: накопление фактов, их частичное обобщение, выявление основных задач и направлений работы в тяжелую годину военных лет.

После разгрома гитлеровской Германии и империалистической Японии перед исследователями встала задача глубокого осмысления богатейшего опыта работы железнодорожного 'транспорта СССР в 1941 —1915 гг., всесторонней научной разработки этой большой п важной проблемы. Это, разумеется, потребовало определенного времени, что и объясняет тот факт, что в первое послевоенное десятилетие не было ^здаио ни одной специальной работы, где раскрывалась бы роль советских железнодорожников в борьбе за обеспечение нужд фронта и тыла в 1941 —1945 гг. По существу прекратил печатание материалов по данной проблематике и журнал «Железнодорожный транспорт», хотя в одной из его статей, опубликованных в 1945 г., признавалась необходимость глубокого обобщения опыта военно-хозяйственной работы железнодорожного транспорта и популяризации трудовых подвигов советских железнодорожников в 1941 —1945 гг.50

Вместе с тем в этот период появляются материалы мемуарного характера. В основном это записки и воспоминания железнодорожников, принимавших активное участие в обеспечении нужд фронта и тыла в военные годы. В 1945 г., через несколько месяцев после поражения фашистской Германии, Ле-низдатом была выпущена книга «На фронтовой магистрали» — небольшой сборник популярных очерков о трудовых делах ленинградских железнодорожников. Этот сборник как бы продолжали и дополняли мемуары А. Августынюка 51. Их автор — инженер-железнодорожник, участник обороны Ленинграда — увлекательно повествовал о героическом труде железнодорожников города Ленина.

Две небольшие брошюры В. Кадильпикова явились по существу первой попыткой рассказать о деятельности сталинградских железнодорожников в дни великой битвы на берегах Волги 52. Наряду с газетными материалами ее автор использовал ряд новых интересных документов. В доходчивой популярной форме он показал напряженный труд транспортников Сталинграда, наполненный героизмом и мужеством.

Этой же теме было посвящено два очерка вышедшего в свет в 1945 г. сборника воспоминаний «Героический Сталинград» и несколько страниц книги М. А. Водолагина о городе-герое на Волге53.

В 1948 г. в Днепропетровске был издан небольшой сборник «Железнодорожники Крыма в годы Великой Отечественной войны»54, составленный на основе материалов местной печати и воспоминаний непосредственных участников борьбы за Крым. Однако в нем деятельность транспортников Крыма освещена весьма неполно.

Особо следует отметить опубликованный в 1947 г. труд видного деятеля Коммунистической партии и Советского правительства Н. А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», где в главе «Транспорт и организация перевозок» исследуются вопросы экономики советского железнодорожного транспорта. Здесь впервые приведены сводные данные о работе железных дорог в первых двух периодах Великой Отечественной войны. Глубокая теоретическая разработка ряда важнейших проблем, обобщение богатого статистиче-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru