Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 8

Ского материала делают книгу серьезным вкладом в историю ведущих отраслей экономики Советского государства в дни войны. Она и поныне сохраняет большую ценность для исследователей.  х

Из других общих работ 1945—1955 гг. выделяется книга экономиста А. Г. Напорко «Очерки развития железнодорожного транспорта СССР». Одну из глав автор посвятил самоотверженному труду железнодорожников в годы минувшей войны. Он впервые ввел в научный оборот ряд интересных цифровых и фактических данных и попытался - представить общую картину работы транспорта в 1941—1945 гг. Важные вопросы деятельности железнодорожного транспорта в военных условиях нашли также в те годы отражение в небольших разделах историко-экономических работ И. В. Ковалева и Т. С. Хачатурова 55.

В 1948, 1951 и в 1955 гг. авторскими коллективами Центрального управления военных сообщений (ЦУп ВОСО) Вооруженных Сил СССР были подготовлены краткие очерки об организации воинских железнодорожных и частично водных перевозок во время сражений под Сталинградом, Курском, в Восточно-Померанской и Берлинской операциях56. Их авторы использовали материалы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, ЦУп ВОСО и некоторые документальные свидетельства, полученные от офицеров военных сообщений—непосредственных участников событий. Издание этих очерков явилось фактически первой попыткой обобщить опыт воинских перевозок в четырех крупнейших сражениях Великой Отечественной войны. II хотя названные очерки содержали некоторые неточности, они внесли определенный вклад в изучение вопроса о роли железных дорог и органов ВОСО в обеспечении важнейших боевых операций Красной Армии.

В первое послевоенное десятилетие исследование деятельности железнодорожного транспорта 1941 —1945 гг. свелось преимущественно к написанию нескольких кандидатских диссертаций, причем на локальные, довольно узкие темы. С 1946 по 1956 г. было подготовлено и защищено 10 диссертаций. Главное внимание в большинстве этих диссертаций уделено вопросам восстановления транспортного хозяйства отдельных железных дорог.

Отсутствие фундаментальных исследований в значительной степени было результатом ограниченного доступа историков к архивным материалам.

В последующие годы историки получили более широкую возможность исследования архивных фондов, значительно улучшилось дело с публикацией документов, относящихся к 1941 — 1945 гг. Резкое расширение Источниковой базы позволило разнообразить тематику публикаций, внести необходимые поправки о освещение многих сторон героической борьбы советского иаро-

Да против немецко-фашистских захватчиков. Существенно повысился научный уровень изданий.

Развернувшаяся работа но накоплению фактических сведений о ходе войны, различных формах вооруженной борьбы, анализу отдельных боевых операций, проблем развития военной экономики СССР позволила советским исследователям приступить к созданию фундаментальной шеститомной истории Великой Отечественной войны, работа над которой велась в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 12 сентября 1957 г. об издании многотомной «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 —1945» 57. Решение ЦК КПСС определило в качестве первостепенной задачи советской исторической науки—дать глубокое марксистское исследование войны, охватывающее как собственно военную историю, так и различные процессы экономического и общественно-политического развития СССР в военные годы.

Вскоре были достигнуты определенные сдвиги и в разработке ряда частных вопросов, в том числе истории железнодорожного транспорта СССР и трудовой деятельности его коллективов в годы Великой Отечественной войны. В 1956—1960 гг. в исторических журналах, сборниках, «Ученых записках» и «Трудах» высших учебных заведений, а также отдельными изданиями появилось несколько публикаций, посвященных опыту новаторов транспорта, общим вопросам трудовой деятельности советских железнодорожников в военное время, партийно-политической работе на некоторых железных дорогах и работе тружеников отдельных магистралей в разные годы войны58.

В 1960 г. Воениздатом были выпущены две работы, обобщившие в кратком виде наиболее важные стороны участия органов ВОСО в обеспечении воинских перевозок в период битвы под Москвой и во время войны с империалистической Японией 59. Они как бы продолжили серию очерков о деятельности органов ВОСО во время важнейших боевых операций 1941 —1945 гг., начатую упомянутой выше работой о Сталинградском сражении. Авторами этих книг—кадровыми работниками ВОСО — были привлечены новые документальные материалы, свежие цифровые данные. Помимо основного вопроса они коснулись проблем организации ПВО и заграждений на коммуникациях, планирования воинских перевозок, базирования войск, восстановительных работ на фронтовых участках и др. Несмотря на то что содержание этих работ имеет отчетный характер, они внесли определенный вклад в исследование интересующей нас темы.

О некоторых фактах героической борьбы советских железнодорожников за обеспечение нужд фронта и тыла рассказывается также в опубликованных в 1956—1960 гг. монографиях

В. Л. Беляевой, Б. С. Тельпуховского, А. М. Самсонова,

А. В. Карасева, С. И. Поздышева, А. В. Митрофановой00.

С начала СО-х годов историография рассматриваемой проблемы обогатилась новыми публикациями, отражающими различные стороны деятельности советского железнодорожного транспорта и его отдельных звеньев в минувшей войне. Прежде всего необходимо отметить выход в свет в 1960—1965 гг. шеститомной «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 —1945», а также однотомника, изданных Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС61. Эти труды явились важным шагом в исследовании актуальных проблем истории борьбы советского народа против фашистских агрессоров. В указанных изданиях было дано систематическое и подробное освещение событий военных лет, в научный оборот введено много новых данных экономического, политического и военного характера.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •