Добро пожаловать!
Www.istmira.Ru
 
Первобытное общество
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
Первая мировая война
Вторая мировая война
История России
История Беларуси
Различные темы



Контакты

 

 

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

На службе фронта и тыла Страница - 9

Состояние и работа транспорта и связи СССР в 1941 — 1945 гг. нашли здесь свое отражение в отдельных разделах, посвященных советскому тылу. Следует отметить, что эти параграфы содержат целый ряд ранее неизвестных исторических фактов, примеров, ценных статистических данных. В 1963 г. автором настоящей монографии была опубликована в издательстве АН СССР обобщающая работа о героических делах советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В том же году издательством АН СССР была выпущена в свет книга Б. П. Орлова об экономическом развитии транспорта СССР в 1917—1962 гг.6? В одной из ее глав автор наряду с другими видами советского транспорта проанализировал работу железнодорожной сети в условиях военного времени. Он привлек ряд новых интересных документов. О военно-хозяйственной деятельности железных дорог в дни войны рассказал также в одной из своих статей бывший нарком путей сообщения (в 1942—1943 гг.) и начальник тыла Красной Армии генерал армии А. В. Хрулев63.

Помимо указанных исследований, охватывающих проблему в целом, продолжалось более широкое изучение ее составных частей и разработка локальных тем. Прежде всего следует отметить появление первой книги о трудовой деятельности в дни войны коллектива Ашхабадской магистрали — одного из отрядов советских железнодорожников. Речь идет о небольшой монографии Ф. И. Заварыкина, изданной Туркменским педагогическим институтом им. В. И. Ленина в 1961 г.64 Историзм в освещении событий и фактов, умелое использование конкретного материала позволили автору выявить вклад тружеников Ашхабадской дороги в общие усилия железнодорожников по оказанию помощи фронту.

Определенный шаг вперед в разработке рассматриваемой проблемы был сделан и в ряде диссертаций. При этом, если в первое послевоенное десятилетие, как мы уже отмечали, главное внимание уделялось проблемам восстановления железных дорог, то в последующий период—историко-партийным проблемам.

Общие вопросы организаторской и массово-политической деятельности КПСС на ряде железных дорог в 1941 —1945 гг. нашли отражение и в большинстве других работ, опубликованных в 1961 —1973 гг. Таковы статьи В. Н. Бредкова, И. В. Елизарова, С. Н. Гущина, М. 3. Зарецкого, II. 3. Смирновой, М. 3. Данилюка, Ю. А. Васильева, М. И. Панчука, Н. М. Лаптева, Ю. М. Молчанова, II. П. Климова, М. X. Асылбекова и др.65

Этой же теме посвящены отдельные разделы работ Ж. Ка-лымбетова, М. 3. Данилюка, небольшая книга М. 3. Данилюка и М. И. Панчука и учебное пособие (автор В. Т. Луценко), рассчитанное для студентов-заочников Института инженеров железнодорожного транспорта 66.

Среди названных публикаций можно отметить работу

В. Т. Луценко. Несмотря на очерково-популярный характер, она содержит ряд заслуживающих внимания наблюдений и обобщений автора, а также новый цифровой материал.

В период Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт выполнял важнейшие задания по воинским перевозкам, обеспечивая своевременный подвоз фронту громадного количества необходимых грузов. Литература об этой стороне деятельности железных дорог, помимо отмеченных общих работ, пополнилась за последние годы рядом новых публикаций. К ним прежде всего относится коллективный историко-мемуарный сборник о военных сообщениях Советских Вооруженных Сил (под редакцией генерал-лейтенанта С. В. Хвощева), три работы о воинах тыла Советской Армии, книга генерал-лейтенанта Н. А. Антипенко и, наконец, работы бывшего наркома путей сообщения и члена Транспортного комитета при ГКО, генерал-лейтенанта II. В. Ковалева, посвященные роли транспорта в решающих операциях минувшей воины ь/.

Книга «Военные сообщения за 50 лет», состоящая из краткого исторического очерка о полувековой деятельности органов ВОСО и воспоминаний офицеров и генералов ВОСО, примечательна в том отношении, что в ней впервые приведен ряд данных о выполнении военно-оперативных и снабженческих перевозок в дни войны. К сожалению, в этом полезном издании допущен ряд неточностей и досадных опечаток.

Историко-мемуарный труд генерал-лейтенанта Н. А. Антипенко «Па главном направлении», вышедший в свет в 1971 г. вторым изданием, по нашему мнению, принадлежит к лучшим произведениям подобного жанра. Хотя основная задача, которую ставил перед собой автор, заключалась в том, чтобы раскрыть весьма сложную и разностороннюю деятельность органов фронтового тыла, он уделил также внимание и роли железных дорог в удовлетворении важнейших потребностей действующей армии, сделав при этом ряд интересных замечаний и выводов.

Названные нами работы И. В. Ковалева также представляют значительный интерес как живое свидетельство одного из руководителей транспорта и непосредственного участника событий.

Все эти издания, несомненно, дополняют сложившееся представление о героических делах работников органов ВОСО и военного тыла, о взаимодействии их с железнодорожниками, а также о роли советского транспорта в обеспечении многих оборонительных и наступательных операций Красной Армии в 1941 —1945 гг.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •