Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Немцы в Северном Азербайджане - Страница 10

32

Находились в весьма напряженном состоянии. Они отказывались уплачивать налоги и другие взносы, в том числе на содержание церквей и школ; перестали посылать своих детей в сельские школы, обучая их на дому»33.

В 1841 году было введено в действие общий лютеранский устав, составленный применительно к требованиям колонистов. Однако он не был поддержан и одобрен сепаратистами: «они

34

Открыто высказывали по этому поводу свое неудовольствие» .

В 1843 году среди сепаратистов распространилось известие о том, что «Бог устами их пастырей, в первую очередь «старухи» Шпон, требует переселения сепаратистов в Святую землю»; причем, «по мнению сепаратистов, она имела ночные бдения с Богом, считала себя полностью безгрешной»35.

Вскоре сепаратисты известили главноначальствующего на Кавказе о своем решении отправиться в Иерусалим. Для их задержания была отправлена казачья команда во главе с полковником М. Н.Коцебу. Мирные переговоры не дали положительного результата. Более того, сепаратисты из всех немецких колоний Центрального Кавказа стали собираться в Екатериненфельде. По подсчетам М. Н.Коцебу, в 1843 году их было около 40 семей36.

Руководителями движения конфессиональных сепаратистов в том году были старшины Паммер и Кутлер, Генцингер и Козер, Каутер и Шпон, Брукер и Веннагель, Фихтнер и Альмен-

37

Дингер, Кушер и Мейер, всего 12 «пастырей» . Они возглавили «движение на Иерусалим». При выходе сепаратистов из Екатериненфельда они были остановлены казачьим заслоном, а их ру-

38

Ководители - арестованы. Для решения данного вопроса, в конце 1843 года сепаратисты, с разрешения местной администрации, отправили двух своих посланцев в Иерусалим и одного в Стамбул. Им было поручено найти место для поселения в святой земле. Однако, посланцы вернулись не с утешительными известиями, на Востоке их не ждали. Тогда, сепаратисты, которых было 368 чел., в том числе «старуха» Шпон, торжественно отреклись от своего намерения переселиться в Палестину. Они изъявили желание навсегда присоединиться к евангелической лютеранской церкви и оставить свое сектантство39. Тем самым, был положен решительный конец стремлению сектантов покинуть Кавказ.

1.2.3. Базельские миссионеры в Северном Азербайджане

При проведении целенаправленной колониальной политики, Российская империя не только заселяла завоеванные окраины христианскими этносами - немцами-колонистами, армянами, русскими сектантами, а также с помощью отдельных христианских миссионерских обществ пыталась насадить христианство в регионе, понимая, что автохтонное население Кавказа, где почти большая часть исповедовала Ислам, не примет политическую власть иноверной, иноэт-ничной державы. Принимая во внимание указанные нюансы, правительственные круги России не только разрешали действиям русско-православных миссионерских обществ, а также иностранным миссионерским обществам.

Следует отметить, что данная проблема не являлась объектом исследования отечественной историографии и поэтому является одной из слабоизученной страниц истории Азербайджана. Лишь отдельные сюжеты рассматриваемой нами проблемы были освещены в публикациях азербайджанских исследователей40. Нет такого труда, в котором целом изучалась составная часть колониальной политики - политика христианизации. В российской кавказоведческой историографии, также не было уделено достаточное внимание даже отдельным сюжетам рассматриваемой проблемы. Хотя в работах отдельных апологетов Российской державы были затрону-

41

Ты определенные моменты интересующего нас вопроса.

Существует мнение, что Российская империя, завоевав северные земли Азербайджана, не проводила политику христианизации в регионе, так как коренное население страны в конфессиональном вопросе была непримирима. Веками устоявшаяся исламская культура и исламский менталитет не позволяли вклиниться в сознание азербайджанцев иной идеологии.

С этой позиции выступают отдельные представители постсоветской российской историографии, которые считают, что в данный исследуемый период были отдельные попытки русификации коренных народностей окраин и эти факты не являлись «основными, определяющими на-

42

Правлениями в национальной политике царизма по отношению к нерусским народам» .

Однако выявленные исторические документы позволяют нам заявить, что Российская империя в исследуемый период пыталась насадить христианство среди автохтонного населения, но не добилась ожидаемых результатов, ибо народ, исповедывающий Ислам более тысячи лет за короткий промежуток времени не смог изменить своей Вере, почитаемой его родителями и предками. Для установления политической власти в завоеванной окраине с целью создания социальной опоры Россия пыталась насадить христианство в регионе, сознавая, что в мусульманской стране, где почти все население исповедовало Ислам, без насаждения христианства, политическое покорение завоеванной окраины невозможно. Поэтому Россия пыталась христианизировать страну, конфессионально ассимилировать иноверное, иноэтничное, автохтонное население, и тем самым создать для державы конфессиональную базу в регионе.

Приступив к завоеванию Кавказа, Российская империя ясно осознавала, завоеванный мусульманский регион будет слабым звеном в государстве, ибо конфессионально чуждая территория не смирится иноземным, инородным вторжением. Правящие круги России ясно понимали, что чуждым, непокорным регионом можно управлять не силой штыка, а с помощью конфессионального сближения метрополии с колонией, а именно внедрением и насаждением христианства на Кавказе. Поэтому уже в конце ХУШ века в Астрахани была образована Духовная Осетинская Комиссия, деятельность которой была приостановлена на рубеже ХК века, в связи военно-политическими процессами в регионе. Работа этой миссионерской Комиссии была восстановлена 30 августа 1814 года и главной задачей являлась распространение христианства среди мусульман Кавказа, с целью сближения региона с Россией43.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru