Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Немцы в Северном Азербайджане - Страница 9

Весной 1818 года 500 немецких семей вновь тронулись в путь. Осенью того же года до Тифлиса добралось всего 486 семей20.

Возлагая на немцев большую надежду, как на культуррегертов, несущих на новые места европейскую культуру, передовые методы хозяйствования и христианскую идеологию, Россия оказывала им всевозможную помощь. Официальные власти не скупились на расходы. Так, при обустройстве переселенцев из Вюртембергского королевства на Центральный Кавказ казна израсходовала 697.428 руб. сер.21. Еще до их выхода с Родины, каждой семье выдали по 145 руб. 85 коп. сер. на приобретение возов и лошадей. На время нахождения в пути каждому переселенцу отпустили по 11,5 коп. сер. суточных и 57 коп. сер. в день каждой семье на содержание вьючных и тягловых лошадей. Эти расходы казна несла вплоть до прибытия немцев на места поселения на Кавказе22.

Эти средства представляли немецким колонистам в долг, и к 1837 году они задолжали Российскому государству, уже после отъезда из Одессы, 206.130 руб. сер.23.

Для последних групп переселенцев, прибывших на Центральный Кавказ, не оказалось удобных мест для поселения в окрестностях Тифлиса. Поэтому, им решили предоставить удобные земли в Елизаветпольском уезде. Но будущие колонисты не согласились с этим. Тогда отряд казаков силой выпроводил их из Тифлиса и заставил следовать в Елизаветполь. Таким образом, против своей воли, часть немцев осенью 1818 года оказалась в городе Елизаветполе. Весной следующего года, также под конвоем, эти немцы перебрались на правый берег Гянджа-чая, где их поселили в семи верстах от Елизаветполя. Переселенцы основали здесь колонию, названную Еленендорф - в честь великой княгини Елены Павловны, великой герцогини Мекленбург-

24

Шверинской.

Первоначально в Еленендорфе проживали 118 семей колонистов. Это была первая немецкая колония в Северном Азербайджане. Вторая появилась в 1819 году и была названа Анненфельд - в честь великой княгини Анны Павловны, королевы Нидерландской. В том году здесь поселились 67 семей25. В Борчалинской дистанции были образованы две колонии - Екатеринен-фельд и Александергильф, где проживали, примерно 116 семей26. Следовательно, в 1818-1819 годах на территории Азербайджана были образованы четыре колонии.

1.2.2. Сепаратистское движение немцев-колонистов в Северном Азербайджане

Немецкие колонии, образованные в первой трети ХГХ века на Центральном Кавказе, в том числе в Северном Азербайджане, во многом отличались от основанных здесь же русских сел. Существовавшее в течение относительного длительного времени законоположение, направленное на изоляцию немцев от окружающего населения, привело к тому, что к концу ХК века колонисты «не научились ни государственному, ни местным языкам и не могли вполне акклима-тизироваться»27. Обособленный образ жизни колонистов, в определенной степени объясняется тем, что большая их часть относилась к конфессиональным сепаратистам, не предполагавшим долго задерживаться на Кавказе и дожидавшимся срока ухода в Иерусалим28. Этот город они считали конечной целью их движения из Вюртемберга через Россию на христианский Восток.

Сепаратизм был неотъемлемой частью быта и мировоззрения колонистов, поселенных на Центральном Кавказе, в том числе в Северном Азербайджане. В связи с этим следует рассмотреть историю немецкого религиозного сепаратизма в этом регионе.

Как уже отмечалось, секта сепаратистов существовала среди немцев-переселенцев еще до их выхода из Германии. Собственно, говоря, религиозный сепаратизм явился одной из причин его сторонников на Востоке. Сектанты-сепаратисты и бепплеянцы были поселены в колониях Ека-териненфельде и Елизабеттале. В Екатеринфельде руководили сепаратистами Я. Козер, а в Ели-забеттале Адам Беппле29. Значительная часть немецких сепаратистов была обустроена в колонии Екатериненфельд. В период русско-иранской войны 1826-1828 годов колония оказалась разрушенной в результате неожиданного нападения иранской армии. По свидетельству миссионера Зальтета, нападавшие убили 70 колонистов, а 140 увели «в неволю». Спасаясь от гибели, остальные 240 чел. бежали, лишившись крова и имущества30. Эти события серьезно повлияли на деятельность сепаратистов и ослабили их.

После этих событий миссионеры протестантско-лютеранской церкви успешнее повели свою деятельность среди сепаратистов. В результате, часть их приняла лютеранство, что вызвало разногласия и вражду в среде колонистов. К тому времени кавказская администрация учредила в Тифлисе под председательством генерал-губернатора Н. Сипягина Комитет для изыскания средств на восстановление благосостояния колонистов пострадавших от нападения иранской армии.

Комитет назначил им пасторов, которые с кафедр стали резко осуждать сектантство. В результате, часть сепаратистов, перешедших в лютеранство, вновь примкнула к прежним конфессиональным единомышленникам. Таким образом, эффект получился отрицательным, и сепаратизм снова окреп. Более того, сепаратисты избрали себе из своей среды трех пастырей. Это были «старик» Каутер, которого они нарекли «Богом-отцом», молодого Грибенборгера, ставшего «Богом-сыном» и «старуху» Лейбиле - в качестве «Духа святого»31. Эти «пастыри» провозгласили церковь «собранием нечестивых», отрицали крещение и заключение браков. Описанные выше события происходили в 1836 году, когда сепаратисты ожидали «второго пришествия» и

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru