Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Орловская битва - два года: факты, статистика, анализ - Страница 6

15-19

20-29

30-39

40-49

Всего

Категория населения

Мужчины

Городское

18 472

57 643

50 628

31 228

157 971

Сельское

73 208

164 009

156 750

98 748

492 715

Всего

91 680

221 652

207 378

129 976

650 686

Категория населения

Женщины

Всего

Г ородское

15 194

43 879

30 310

16 449

105 832

Сельское

88 543

187 011

166 354

111 862

553 770

Всего

103 737

230 890

196 664

128 311

659 602

Как видим, мобилизационные ресурсы области были огромны. На её территории до оккупации проживало 650 686 мужчин призывного возраста, причем 97,25% из них были русской национальности. До оккупации районные и городские военные комиссариаты успели призвать в ряды Красной Армии только часть резервистов старшего возраста. По моим подсчетам, еще около полумиллиона непризванных мужчин осталось на оккупированной территории, а это около пятидесяти полнокровных дивизий, которых недосчиталась Красная Армия. Часть мобилизационного ресурса стала базой для организации широкого партизанского движения и отчасти коллаборационистских военизированных батальонов. Но основной контингент всё же находился «не у дел». Недаром немецкое командование во время оккупации старалось вывезти в Германию всё трудоспособное население России и в первую очередь молодежь призывного возраста. Сразу же после освобождения большей части районов области зимой и летом 1943 года, когда советские войска особенно остро нуждались в пополнении, мужчины 1895-1925 годов рождения были призваны в ряды Красной Армии. Можно сказать, что это был в какой-то мере непредусмотренный резерв, которым воспользовалось Главное управление формирований Красной Армии.

Сведения о количестве пополнения, поступившего в Красную Армию в период с 20 марта по 20 апреля 1943 года, говорят о том, что 28 процентов всех призванных составляли мобилизованные граждане с освобожденных территорий СССР, в том числе из Орловской области7. Это без малого 161 646 человек. К примеру, из всех госпиталей СССР за это время вернулось в строй после выздоровления 74 982 человек (или 12,2%).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что почти половина этого контингента ранее служили в Вооруженных силах.

В экономике Орловской области преобладало сельскохозяйственное производство. Область занимала первое место по посевам и сбору конопли и картофеля в стране, имела 24 пенькозавода и 19 шпагатных фабрик. Высокоразвитая мясо-молочная промышленность области давала 20 тысяч тонн мясопродуктов, а 21 сыроваренный и 60 маслобойных заводов перерабатывали 350 тонн молока в сутки.

В области было 7293 колхоза, охватывающих 493 000 хозяйств, или 96 процентов от общего числа крестьянских дворов.

В колхозах и совхозах имелось: лошадей  415  872,

Крупного рогатого скота 270 771, свиней  158  392,

Овец и коз  422  265.

Колхозы и совхозы имели 8513 тракторов и 824 грузовых автомобиля, которые обслуживались 129 машинно-тракторными станциями.

Они сдавали государству около 500 тысяч тонн хлеба, более 300 тысяч тонн картофеля, 30 тысяч тонн спирта, 11 тысяч тонн крахмала, 2,5 тысячи тонн сигарных Табаков в год.

Имелась в наличии развитая сеть дорог: в области числилось 23 000 км автогужевых дорог, из которых 416 км республиканского и 385 км дорог союзного значения. Каменное покрытие имели 560 км, грунтовых улучшенных было 2364 км и профилированных - 3698 км.

Через Орел на Москву и Харьков проходило шоссе и двухколейная железнодорожная магистраль. Шоссейная дорога была вымощена булыжником.

От Орла шли дороги грейдерные и с улучшенным покрытием:

- на Ливны, Тамбов, Пензу, Куйбышев (Самару);

- на Новосиль, Ефремов, Каширу, Москву;

- на Волхов, Белев, Калугу, Москву.

Имелись шоссе и железная дорога на Брянск, Смоленск, Варшаву, Берлин, в Прибалтику. Эксплуатационная длина железных дорог по области составляла 1814 км, грузооборот железных дорог - около 6 млн. тонн в год.

В экономике области 47 процентов занимали металлообработка и машиностроение. Крупнейшими предприятиями являлись Бежицкий машиностроительный завод, Людиновский локомобильный, Брянский вагоностроительный завод им. Урицкого, Орловский завод «Текмаш», Полиинский фосфоритный завод, Елецкий и Клинцовский кожевенные заводы, клинцовские суконные фабрики и другие предприятия - все они выполняли оборонные заказы.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru