Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Первый в мире ракетный крейсер "Грозный" - Страница 10

Автор этих строк не располагает достоверными данными, какие виды наших Вооруженных Сил пострадали в этот период в наибольшей степени. Но из личных наблюдений и бесед с сослуживцами в те годы, можно полагать, что наибольший урон понесли надводные силы ВМФ. Наиболее вероятной причиной этого явилась утрата в годы второй войны линейными кораблями роли главных ударных сил. Это вызвало у многих политических и военных руководителей негативное отношение ко всем надводным кораблям и, особенно, кораблям большого водоизмещения.

Как уже было сказано, в декабре 1955 г. было остановлено строительство кораблей пр. 68бис — ЗИФ, которые по планам Н. Г. Кузнецова предполагалось достроить вооруженными ракетным оружием. Были и проработки о достройке части этих кораблей в варианте носителей противолодочных вертолетов. На момент остановки постройки их техническая готовность составляла:

Крейсер «Кронштадт» — 84,2% (начаты швартовные испытания, экипаж вселился на корабль);

Крейсер «Щербаков» — 80,6% (практически готов к началу швартовных испытаний);

Крейсер «Адмирал Корнилов» — 75,1%;

Крейсер «Таллин» — 70,3%;

Крейсер «Архангельск» — 68,1%;

Крейсер «Варяг» — 40,0%;

Крейсер «Владивосток» — 28,8%.

Все корабли, кроме «Архангельска» и «Владивостока» были спущены на воду.

Дискуссия о том, что делать с этими недостроенными кораблями, продолжалась почти четыре года. И со стороны строителей, и со стороны ВМФ выдвигались самые различные предложения. Все это подробно описано в книге А. Б. Морина «Легкие крейсера типа «Чапаев» и типа «Свердлов», СПб., «Цитадель», 1997.

Судьба этих кораблей бесславна и драматична. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 августа 1959 г. было объявлено решение о сдаче их в металлолом. Кроме названных крейсеров были еще разрезаны на металлолом 240 малых кораблей и судов (среди них были и устаревшие). Еще 375 боевых кораблей были законсервированы. [24]. Причем качество консервации было низким. При выводе из консервации состояние оружия и технических средств требовало больших усилий для приведения их в работоспособное состояние.

В результате на Северном флоте в течение двух лет оставался в строю единственный крейсер пр. 68бис «Мурманск», который благодаря своему хорошему техническому состоянию и подготовленности экипажа мог решать свойственные ему задачи в удаленных районах. А в одной из дивизий надводных кораблей из 28 вымпелов в строю было только семь. Остальные законсервированы. Очевидно, что сказанное далеко не полные результаты «погрома» надводных сил, а лишь отдельные примеры.

А выводы? Предоставим их сделать читателю.

2. РОЛЬ И МЕСТО КРЕЙСЕРА «грозный» В ЭВОЛЮЦИИ НАДВОДНЫХ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ

РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР

На середину 1950-х годов пришелся перелом в развитии отечественного военного судостроения. К этому времени страна восстановила и приумножила свой промышленный потенциал, была создана прочная экономическая база для дальнейшего развития флота.

Непродуманное сокращение Вооруженных Сил во второй половине 1950-х годов и другие ошибки политического и военного руководства страны не остановили научно-техническую революцию в военном деле, хотя и затормозили развитие надводных сил в составе ВМФ. Появление ядерного оружия и атомной энергетики в сочетании с успехами в развитии вычислительной техники, автоматики, радиоэлектроники, ракетной техники и других новых научно-технических направлений, открывали новую перспективу создания принципиально нового Военно-Морского Флота, обоснование строительства которого было ранее сформулировано Н. Г. Кузнецовым.

Появление качественно новых боевых средств —• крылатых, зенитных и противолодочных ракет — стало основой нового направления в вооружении надводных кораблей во второй половине XX века, кораблей с качественно новыми боевыми возможностями.

В нашей стране от первых опытно-конструкторских работ по созданию крылатых ракет и кораблей-ракетоносцев до закладки ракетного крейсера «Грозный» прошел недолгий срок — около десяти лет. Это был период исследовательских проработок, разработки различных проектов ракетного оружия и его кораблей-носителей, многочисленных экспериментов, широких поисков, проб и ошибок.

С середины 1950-х гг. уделялось внимание попыткам перевооружения реактивным (по терминологии того времени) оружием крейсеров проекта 68бис (типа «Свердлов») и недостроенных кораблей проекта 68бис — ЗИФ. Первоначально имела место направленность создания специализированных кораблей с ударным ракетным противокорабельным оружием и крейсеров ПВО с зенитными ракетными комплексами. Так, например, в 1955-1957 гг. проводились работы по проекту 67 (главный конструктор В. В.Ашик), который предусматривал вооружение крейсеров проекта 68бис-ЗИФ и 68бис крылатыми ракетами типа КСС (комплекс «Стрела»), Было спланировано три этапа работ: пр. 67ЭП, 67СИ и 67. [5,46].

К этому времени на базе авиационной ракеты «Комета» уже была начата разработка крылатой ракеты С-2 для ракетного противокорабельного комплекса береговой обороны «Сопка». Ракету С-2 было решено доработать для вооружения крейсеров, присвоив ей индекс КСС (аббревиатура КСС в литературе расшифровывается по-разному: «корабельный самолет-снаряд» и «корабельный снаряд «Стрела»).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru