Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Первый в мире ракетный крейсер "Грозный" - Страница 6

В январе 1945 г. (еще над рейхстагом не развевалось Знамя Победы) приказом Наркома ВМФ из ведущих специалистов Военно-морской академии была образована комиссия, подготовившая материалы по типажу и основным характеристикам перспективных кораблей. На их основе летом 1945 г. Главный морской штаб разработал предложения ВМФ по десятилетнему плану военного кораблестроения на 1946-1955 гг. По этому плану ВМФ к 1 января 1956 года должен был иметь:

12 авианосцев;


4 линейных корабля;

94 крейсера;

358 эсминцев;

А также 495 подводных лодок и другие корабли, катера и суда. [46].

Такой флот был бы способен действовать не только на закрытых театрах и прибрежных районах открытых театров, но и в Мировом океане. Он был бы вторым в мире после флота США. Главное, что в предложениях были учтены уроки войны, а именно: закат эры линкоров, становление авианосцев как необходимой составляющей надводных сил, а также повышение роли подводных лодок.

Однако! С производственно-экономической точки зрения в стране, разоренной войной, эти предложения были не реалистичны.

Адмирал флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов (1904-1974 гг.)


На совещании у И. В.Сталина, 27 сентября 1945 г., были рассмотрены предложения флота в несколько сокращенном варианте. Присутствовали некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б), представители Наркомата судостроения, Главного командования ВМФ и Военно-морской академии. Время для доклада предложений о строительстве флота в таких масштабах было выбрано очень неудачно. Как уже было сказано, около двух месяцев назад американцы сбросили атомные бомбы на японские города. Естественно, что в такой обстановке все внимание Политбюро ЦК ВКП(б) и Правительства было устремлено на ускорение создания своего атомного оружия и средств его доставки к цели.

Программа развития флота была принята в «усеченном» виде. Подводя итог, И. В. Сталин, помимо других кораблей, утвердил постройку двух малых авианосцев для Северного флота. По результатам этого совещания и с учетом последующих корректив, Совнарком постановлением от 27 ноября 1945 г. утвердил десятилетнюю программу строительства кораблей ВМФ. Эта «новая» программа по существу была дальнейшим развитием плана, принятого в 1937 г. По настоянию Наркомата судостроения было исключено и строительство двух авианосцев.

Но события за рубежом в 1945-1946 гг. стремительно развивались (об этом сказано выше). Они влияли на планы развития ВМФ СССР. Эти события насторожили Наркома ВМФ. И он приходит к далеко идущим выводам, что для обороны страны с морских направлений необходим качественно новый флот (позже его назовут океанским ракетно-ядерным) и что программа строительства флота, сформированная в середине 1945 г., уже во многом устарела.

Эти мысли он высказал в докладе И. В.Сталину 30 сентября 1946 года, а также на совещании конструкторов оборонных отраслей в октябре этого же года. Нарком поставил вопрос о необходимости научно-технического задела для обеспечения перехода в кратчайшие сроки на проектирование кораблей новых классов и типов с принципиально новым вооружением и техническими средствами, с новыми главными энергетическими установками. Не забыл Главком и про авианосцы. [27].

Авторитет Н. Г.Кузнецова, его независимость раздражали высшее руководство страны. В результате Наркомат ВМФ был устранен «за ненадобностью», а Кузнецов 19 февраля 1947 г. был снят с должности. В 1947 г. он был судим судом чести, а в 1948 г. — судом Верховной коллегии Верховного Суда СССР. Был разжалован до контр-адмирала. Перенес инфаркт.

По решению Сталина через полгода ему дали возможность продолжить службу. С 1948 по 1950 г. Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам, а в 1950-1951 гг. — командующим Тихоокеанским флотом. 27 января 1951 г. ему присвоено воинское звание вице-адмирал (по второму разу).

Автор этих строк пытался определить: в чем обвинили Кузнецова? Но в различных источниках приводятся противоречивые и путаные сведения. Четкого ответа найти не удалось.

.. .20 июля 1951 г. И. В.Сталин, недовольный состоянием дел на флоте, возвращает Кузнецова в Москву на пост Военно-морского министра вновь созданного Военно-морского министерства СССР. Через два года постановлением Совета Министров СССР Кузнецов восстановлен в прежнем звании Адмирал Флота Советского Союза и полностью реабилитирован. [27].

За более чем четырехлетнее отсутствие Кузнецова «у руля» ВМФ дела шли «не шатко, не валко». Идеи, которые он высказал в 1946 г., пока были в чертежах и в лабораторных образцах. Их разработка, в частности, крылатых ракет, шла медленно. В целом, послевоенное десятилетие представляло собой период накопления научно-технического потенциала, который мог бы позволить сделать качественный скачок в развитии надводного военного кораблестроения в последующие годы. В это десятилетие была восстановлена судостроительная промышленность, а также построены новые предприятия.

А что касается строительства новых кораблей, то строились в большинстве морально уже устаревшие корабли (так было удобно Минсудпрому). Например, за сравнительно короткий срок — 5 лет были достроены десять довоенных эсминцев пр. ЗОК и построено 70 эсминцев пр. ЗОбис. Это были корабли, уровень которых соответствовал концу 1930-х гг. Н. Г.Кузнецов считал строительство столь крупной серии этих эсминцев одной из самых больших ошибок в послевоенном кораблестроении. Но была и позитивная сторона вопроса. После потерь, понесенных во время войны, появилась возможность приобретения опыта и роста молодых офицерских кадров при плавании на вновь построенных кораблях. (Ранее были весьма ограниченные возможности по приобретению опыта корабельной службы для молодых офицеров).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru