Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Первый в мире ракетный крейсер "Грозный" - Страница 7

В июне 1951 г. вышло постановление правительства о строительстве эсминцев пр. 56, что было серьезным шагом вперед по сравнению с кораблями проекта ЗОбис. Всего было построено 27 единиц, оказавшихся последними артиллерийско-торпедными кораблями — классическими эсминцами отечественного флота. Но! Своим появлением они опоздали на десять лет. По эффективности артиллерийского и противолодочного оружия они уступали американским эсминцам типа «Форрест Шерман» того же периода постройки, хотя и обладали гораздо лучшей мореходностью.

Еще были построены сторожевые корабли, большие и малые охотники за подводными лодками, торпедные катера и другие корабли и суда.

Также были достроены пять довоенных легких крейсеров пр. 68К — головной «Чапаев» (14100 т, 32,8 узла, главный калибр: четыре 152-мм трехорудийные башни; универсальный — четыре 100-мм двухорудийные башни; зенитный - 14 спаренных 37-мм автоматов).

Затем с 1948 г. началось строительство легких крейсеров пр. 68бис — головной «Свердлов». Намечалось построить 25 единиц — самая большая серия кораблей такого тоннажа в истории отечественного кораблестроения. Всего в 1948-1954 гг. заложили 21 корабль, и намечалась постройка еще четырех (16340 т, две машины по 55000 л. с., 32,7 узла, дальность плавания 9000 миль, главный калибр — аналогичен крейсерам пр. 68К; универсальный — шесть 100-мм двухорудийных башен; зенитный — 16 спаренных 37-мм автоматов, два пятитрубных торпедных аппарата). На кораблях были установлены новые средства радиолокации и связи, усовершенствовано вооружение и технические средства. Корабли обладали хорошей мореходностью и автономностью. Но! Тяжелое впечатление производил третий артиллерийский дивизион: 37-мм зенитные орудия с заряжанием и наведением вручную, с примитивными оптическими прицелами. Это была техника конца 1930-х годов.

С 1955 г., начиная с 15-го корабля рассматриваемой серии, — «Щербакова» — постройка велась по улучшенному проекту 68бис-ЗИФ. Предусматривалась замена 37-мм автоматов шестью счетверенными 45-мм автоматами с силовым наведением и стрельбовыми РЛС. Одновременно намечалось разместить более совершенные средства радиолокации и связи, а также внедрение мероприятий по повышению живучести корабля, улучшению условий обитания и эксплуатации оружия и технических средств.

31 декабря 1951 г. в Николаеве был заложен головной тяжелый крейсер «Сталинград» пр. 82 (42 300 т, 35,2 узла, дальность плавания 10 ООО миль, главный калибр — три 305-мм трехорудийные башни, универсальный — шесть 130-мм двухорудийных башен, зенитный — шесть счетверенных 45-мм автоматов, десять счетверенных 25-мм автоматов). В 1952 г. были заложены еще два таких корабля. В апреле 1953 г. через месяц после кончины И. В. Сталина все работы по пр. 82 были прекращены, и началась разрезка корпусов. Техническая готовность этих кораблей составляла 18,8%, 7,5% и 2,5%. [46].

...Много лет назад один из строителей «Сталинграда» Куценко К. М. мне рассказал: «Среди рабочих, инженеров и техников, строящих этот корабль, было около 45% бывших фронтовиков. Много было и демобилизованных матросов и старшин Черноморского флота. Эти люди, прошедшие войну, гордились, что строят самый мощный в СССР военный корабль. А поскольку корабль такого водоизмещения строился у нас впервые, проблем хватало. Но с ними справлялись. А из КБ просочились слухи, что прорабатываются варианты довооружения корабля реактивным оружием. Это еще добавило гордости.

И вдруг, как удар по голове! Поступила команда разрезать недостроенный корабль! На заводе началась тихая забастовка. Все приходили во-время на работу и изображали, что что-то делают. А фактически только волынили. Крутых мер никто из руководства не применял. Ответная реакция была непредсказуема. Средствам массовой информации дали команду — молчать! Около месяца рабочих уговаривали. Наконец, приступили к работе. От былого энтузиазма ничего не осталось.

В 1954 г. среднюю часть корпуса «Сталинграда» спустили на воду. Потом использовали в качестве опытового отсека. Стреляли по нему ракетами и проверяли стойкость конструктивной защиты...»

Рассказчик достал носовой платок и отвернулся.

Были проекты и других крупных артиллерийских кораблей. В частности, пр. 66 «среднего» крейсера (30 ООО т, главный калибр — девять 220-мм орудий). Прорабатывался проект 24 — линкора (80 000 -100 000, главный калибр — девять орудий 406 или 457-мм). Работы по обоим проектам были прекращены. Лишь много позднее опыт боевой деятельности зарубежных флотов показал, что такие корабли, довооруженные крылатыми ракетами, могут успешно действовать в удаленных районах Мирового океана.

Таким образом, в 1946-1955 гг. было введено в строй 19 легких крейсеров проектов 68К и 68бис, которые стали последними крупными артиллерийскими кораблями советского флота. Крейсера пр. 68бис-ЗИФ достроены не были. Кроме того, за это десятилетие были модернизированы легкие крейсера «Киров» (пр. 26) и «Молотов» (пр. 26бис) довоенной постройки и частично модернизирован полученный по репарации от Италии линкор «Новороссийск».

...Вернувшийся на пост Военно-морского министра Н. Г.Кузнецов, в сентябре 1951 и в мае 1952 гг., представлял И. В. Сталину доклады об отставании нашего флота по вооружению и технике, о необходимости форсирования работ по реактивному оружию (терминология тех лет), по разработке новых образцов оружия, радиолокации и гидроакустике, о необходимости строительства авианосцев, о том, что флот очень медленно превращается в атомный и ракетный. Сталин с пониманием отнесся к предложениям Кузнецова.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru