Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вторая мировая война на море и в воздухе Страница - 16

Авианосец сильно накренился — почти опрокинулся. Людей на нем уже не было видно. И «Шарнхорст» получил приказ добить поврежденный корабль. Последний английский корабль обстреливался артиллерией среднего калибра до тех пор, пока он не закачался беспомощно на волнах, потеряв управление, почти весь охваченный пламенем. Его гибель не вызывала сомнений. (Этот бой происходил в Норвежском море примерно в 520 километрах к западу от Нарвика. — Ред.) Теперь можно было заняться «Шарнхор-стом», в который через пробоины поступило 2500 тонн воды. Машины, расположенные в центральной части и по левому борту, вышли из строя, скорость хода не превышала 20 узлов, кормовая трехорудийная 280-мм башня не могла вести огонь, поскольку ее артиллерийский погреб был затоплен, 48 членов команды погибли. Линкор «Гней-зенау» сопроводил поврежденный корабль в Тронхейм. Пополнив запасы боеприпасов и топлива, флагманский корабль с крейсером «Адмирал Хиппер» и 4 эсминцами снова вышел в море, чтобы по возможности перехватить последние транспорты противника, уходящие из Норвегии. Эти старания оказались тщетными, поскольку англичане правильно оценили опубликованную 9 июня сводку Верховного главнокомандования о победах вермахта и приняли необходимые меры для защиты своих транспортов.

Потери английского флота в бою 8 июня превысили потери всего германского вермахта за всю Норвежскую кампанию (не считая потерь при транспортировке войск морем). Потери эскадры, возглавлявшейся авианосцем «Глориес», составили 1515 человек погибшими против 1317 убитых в Норвегии немцев, поэтому неудивительно, что Черчилль, выступая в палате общин, призвал к немедленному отмщению. Однако попытка отомстить провалилась. Бомбовые атаки 11 и 13 июня 1940 года завершились попаданием одной 240-килограммовой бомбы в «Шарнхорст», зато англичане потеряли 8 сбитых самолетов.

Из-за нецелесообразной организации при малой численности германских военно-морских сил — два оперативных штаба (штаба оперативного руководства морскими операциями и командования группами судов), осуществлявших командование действиями кригсмарине, — не обходилось без разногласий и трений. Летом 1940 года разногласия в оценке тактических и оперативных вопросов достигли такого накала, что постоянные споры и тревоги о будущем флота сказались на здоровье его командующего (то есть автора данной части книги, адмирала Маршал-ля. — Ред.), который подал в отставку. Его преемником стал вице-адмирал Лютьенс.

Двумя днями позже — 20 июня 1940 года — оба линкора снова вышли в море. «Шарнхорст» после воздушного налета англичан отправился через Ставангер на ремонт в Германию, а «Гнейзенау» — для проведения стратегически и тактически совершенно непонятного рейда в западном направлении. При выходе из шхер линкор был атакован английской подводной лодкой, получил большую пробоину в носовой части, после чего последовал дальше и 28 июля прибыл в родные воды, где встал на ремонт.

Безрезультатные контрмеры англичан

Чтобы воспрепятствовать перевозке германских войск и необходимых им грузов, англичане направили в проливы Каттегат и Скагеррак, а также к берегам Норвегии значительное количество подводных лодок и самолетов, которые, использовав много. бомб, торпед и мин, достигли ряда успехов, но не сумели оказать существенного влияния на ход событий. Действия в проливе Скагеррак 3 французских эсминцев класса «Фантаск» тоже не принесли заметных успехов.

Немцы использовали для оккупации Норвегии 270 транспортных судов и примерно 100 рыболовных судов общей грузоподъемностью около 1,2 миллиона брт. 21 транспорт — около 100 тысяч брт — был потоплен противником, причем основную часть войск, вооружения и снаряжения удалось сохранить. Но 2375 человек разделили судьбу потопленных кораблей.

Английские военно-воздушные силы, как и подводный флот, понесли за время Норвежской кампании весьма существенные потери — немцами было заявлено о потоплении 19 подводных лодок, что было явным преувеличением, поскольку лишь в редких случаях о гибели подводной лодки можно утверждать с полной уверенностью. Совсем не просто представить в качестве доказательства гибели лодки, например, фуражку ее командира (адмиральский юмор. — Ред.). В действительности немцы потопили только 6 английских субмарин. Одна подводная лодка, минный заградитель «Сил», подорвавшаяся на мине, была замечена двумя германскими гидросамолетами в проливе Каттегат. Команда выбросила белый флаг, и командир лодки был принят в качестве военнопленного на борт одного из самолетов, второй самолет вызвал к месту бедствия германский катер (морской охотник), который отбуксировал поврежденную лодку в один из германских портов. Немцы в Норвежской кампании потеряли всего 4 субмарины.

Норвежская кампания была завершена 10 июня 1940 года. В итоговой сводке ОКВ по поводу участия в ней германских военно-морских сил сказано следующее:

«Кригсмарине выполнили задачу, ранее считавшуюся невозможной. Благодаря умелому использованию кораблей и мужеству команд, вдали от своих военно-морских баз, практически на глазах у превосходящих сил британского флота, были достигнуты впечатляющие успехи в проведении десантных операций на побережье Норвегии, защищаемом тяжелыми береговыми батареями. Кригсмарине обеспечили осуществление перевозок в Норвегию войск, вооружения и предметов снабжения объемом более 2,3 миллиона брт, причем перевозки осуществлялись непрерывно. Это было сделано, несмотря на постоянную угрозу со стороны превосходящих сил британского надводного флота и большого числа подводных лодок противника.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.