Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Аграрная эволюция России и США - Страница 7

К качеству исходной информации, полученные на нх основе результаты не всегда легко поддаются интерпретации.

И советские и американские специалисты обращаются к изучению динамических процессов. Важность разработки методов, позволяющих анализировать развитие явлепий во времени, очевидна, однако за последние годы существенного продвижения вперед на этом направлении исследований не произошло. Более того, столкнувшись с определенными трудностями в применении развитого статистического аппарата (корреляционный, регрессионный анализ, распознавание образов) для исследования динамических рядов, исторпкп нередко используют их в сочетании с более простыми приемами анализа.

В целом, как показывают публикуемые статьи, количественные методы в 80-е годы гораздо глубже вошли в практику работы исторпков н имплантировались в ткапь исследований, чем это было в конце 70-х — начале 80-х годов. В силу этого центр дискуссий переместился с собственно методических проблем на обсуждение корректности, целесообразности, результативности применения того или иного приема при разработке определенного конкретно-исторического сюжета.

Публикуемые в книге статьи создают основу для выхода на ряд крупных проблем историко-сравнительного и теоретико-мето-дологического характера. Создание подлинно сравнительной истории России и США, включая проблемы аграрной эволюции, видимо, одна из наиболее притягательных задач последующих исследований. В этой связи нельзя не отметить встреченную восторженными оценками рецензентов книгу американского историка Питера Колчииа «Подневольный труд. Американское рабство и и русское крепостничество»3. Сравнительный анализ двух зародившихся в конце XVI — начале XVII в. и просуществовавших до середины XIX в. мощных и всепроникающих систем подневольного труда позволил автору сделать ряд глубоких наблюдений об нх сходстве и различии, выявить организацию, структуру и динамику этих прежде всего социальных образований.

По мнению П. Колчина, русские крепостные имели гораздо большую автономию, чем американские рабы, хотя легальный статус первых был также формой рабства. Русские крепостники часто по потребностям службы и культурным преференциям жили не в поместьях, а в городах, оставляя хозяйства в руках управляющих или даже самой крестьяпской общины. Поэтому многие общины крепостных крестьян носили характер самоуправляющихся образований или по крайней мере не находились под прямым личным надзором владельца. Южные плантаторы, наоборот, политически и культурно были тесно связаны со своими владениями, жили главным образом па плантациях и самым непосредственным образом вмешивались в жизнь своих рабов. Они даже могли иметь глубокие эмоциональные узы со своими подневольными, но допускали минимум их личной автономии.

Экономические и демографические факторы усиливали различия между двумя системами. Русские крепостные были автохтонным, самообеспечивающим свои жизненные потребности населением, в расовом отношении однородным с остальным крестьянским миром. Рабы, наоборот, были в расовом отношении отличны, в экономическом плане представляли собой зависимое меньшинство, что суживало их социальные связи и усиливало зависимость. Эти различия обусловливали и формы протеста: если побег с плантаций и поместий был характерен для обеих групп, то открытые формы сопротивления значительно различались. Русские крепостные действовали преимущественно коллективистски в борьбе с несправедливостями, и личные проявления недовольства помещиком трудно реализовывались в отсутствие последнего. На рабовладельческих плантациях отношения между рабом и хозяином были часто эмоционально персонифицированы, придавая конфликту личностный, индивидуальный характер. В то же время американские рабы, будучи более индивидуалистичны в своем поведении, легче устанавливали солидарные связи со всем чернокожим населением, включая свободных граждан. Для русских крепостных, которые, как правило, проживали на более крупных владениях, было легче обрести общинную солидарность, но гораздо труднее соорганнзоваться за пределами собственных деревень.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.