Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Англо-бурская война 1899-1902 годов t5 - Страница 1

Англо-бурская война 1899-1902 годов

Глазами российских подданных

Том 5

Memories

Москва

Издатель И. Б. Белый 2012

ББК 63.3 (6) А64

Авторы-составители:

К. и.н. Шубин Геннадий Владимирович

(Dr Gennady Shubin)

(вступление, заключение, комментарии, сноски, подбор фотографий и рисунков, составление).

К. и.н. Воропаева Нина Георгиевна

(Dr Nina Voropaeva)

(вступление, заключение, составление).

К. и.н. Вяткина Руфина Рудольфовна

(Dr Rufina Vyatkina)

(вступление, заключение, составление).

Хритинин Владимир Юльевич (Vladimir Khritinin)

(составление).

Д-р Ян Либенберг

(Dr Ian Liebenberg)

(составление).

Ответственный редактор

К. т.н. полковник Панкратов Владимир Николаевич

Редактор

Субботина Елена Васильевна

Компьютерная вёрстка и обложка Рудакова Елена Евгеньевна

А64 Англо-бурская война 1899 1902 годов глазами российских подданных. В 13 томах. Т 5. — Москва: Издатель И. Б. Белый, 2012. — 380 с. с илл.

ISBN 978-5-904935-23-8 (Т.5)

ББК 63.3 (6)

ISBN 978-5-904935-18-4 ISBN 978-5-904935-23-8 (Т.5)

© Институт Африки РАН, 2012 © Шубин Г. В., составление и др., 2012 © Воропаева Н. Г., составление и др., 2012 © Вяткина Р. Р., составление и др., 2012 © Хритинин В. Ю., составление, 2012 © Liebenberg I., составление, 2012 © «Memories», оформление, 2012 © Издатель И. Б. Белый, 2012

Долгая партизанская война буров и её последствия для обеих воюющих сторон

Вернёмся вновь к статьям Едрихина в сентябре 1900 г. (нового стиля) в «Новом Времени» под заголовком «Дела в Южной Африке»:

Судя по последним известиям, трудно решить, чем в сущности занимаются англичане в Южной Африке, то есть ведут ли они войну с бурами или же проводят судебно-полицейский розыск... они уличили теперь нидерландское общество железных дорог в нарушении нейтралитета. Последний кунштюк1 особенно интересен, от него пахнет Родсом. Дело в том, что все линии Трансваальской железной дороги построены обществом Spoorweg Matshappey (Компания железной дороги) при поддержке трансваальского правительства, владеющего большим количеством акций. Нельзя сказать, чтобы эти дороги отличались особенными удобствами и правильностью движения по ним. Правда и здесь, как вообще на всех железных дорогах, существовали расписания и графики, но украшая собой стены станционных зданий, они ничуть не стесняли свободы машинистов и начальников станций. Поезда часто приходили и уходили то раньше, то позже назначенного часа. Тарифы же были таковы, что существуй они у нас, по железной дороге могли бы ездить только тайные советники, получающие прогоны на 12 лошадей, а из товаров возили бы разве дамские шляпки и кружева, ибо перевозка, например, каменного угля на 150 вёрст стоит вдвое дороже цены его на месте. Зато дороги давали 70% чистой прибыли,

Директор получал 200 тысяч рублей в год жалования и казённую квартиру - роскошный дворец с фруктовым садом в Претории, кондукторам платилось 400-600 рублей в месяц, и все эти получатели были голландцы, плательщиками же являлись главным образом англичане.

Такая непривычная для англичан постановка дела давно уже возбуждала у них зависть и злобу2. И вот теперь, в случае, если англичане окажутся господами в Трансваале, возможно, что и с Нидерландским обществом возникнет история аналогичная португальскому процессу, о котором необходимо сказать несколько слов, для того чтобы читатели на факте увидели английскую ловкость в подобных делах.

От Лоренсу-Маркеша до Претории железная дорога идёт сначала по португальским владениям. Постройка этого участка была поручена одной англо-американской компании, в течение 10 лет (1880-1890 гг.) выстроившей всего 8.1/2 вёрст! Видя, что работы продвигаются очень медленно и что концессионеры недобросовестно выполняют свои обязательства, португальское правительство нарушило контракт и само докончило дорогу. Тогда концессионеры обратились к суду, требуя неустойку около 60 миллионов рублей. Родс же, предвидя благоприятный для концессионера исход дела, купил у компании за весьма скромную сумму все права и перепродал их английскому правительству, а оно не сегодня-завтра возьмёт у португальцев за долг гавань Делагоа...

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.