Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Аппараты Щетинина и Григоровича - Страница 11

Размах верхних крыльев, м**

10,28

Размах нижних крыльев, м**

7,04

Длина, м

7,96

Длина корпуса, м

Около

7,41

Высота, м

Около

3,00

Высота коробки крыльев, м

Около

2,00

Площадь крыльев, кв. м

Около

26,60

Площадь стабилизатора, кв. м

Около

2,96

Вес пустой, кг

Около

400

Полезная нагрузка, кг

Около

230-260

(175 кг

Плюс

Топливо и масло)

Двигатель

1х«Гном» 80 л. с.

Скорость, км/ч***

80-90

Скороподъемность, м/мин

V#

300/10

*  Контрактные спецификации.

**  По передним лонжеронам.

*** Предполагаемое значение, тогда как контрактом величина максимальной горизонтальной скорости не оговаривалась.

Шую цену — «всего» 400 рублей. По одной из версий, сторонником которой являлся В. Б. Шавров, столь «незначительная» стоимость работ была заявлена благодаря усилиям Д. П. Григоровича, якобы уговорившего фабриканта пойти на уступки с целью получения доступа к «живому» импортному гидроаэроплану и изучения его конструкции. Возможно, все так и случилось... да не совсем. Действительно, Щетинин согласился произвести ремонт за указанную сумму, но, по всей видимости, его спровоцировали капитан 2 р. Б. П. Дудоров — офицер, ответственный за организацию авиационного отдела (воздушного района) Службы связи Балтийского моря, и уже упоминавшийся Д. Н. Александров. Оба они желали подтолкнуть фирму к строительству морских аэропланов —дабы обрести русского изготовителя подобной техники, а компания не возражала, в надежде на постоянного и богатого заказчика.

По обоюдному согласию и с соблюдением формальных приличий дело быстро двинулось вперед. К 20 июля «Доннэ-Левек» отремонтировали, внимательно обследовав и сняв, вероятно, чертежи. В начале сентября ПРТВ известило балтийских пилотов о своей готовности собрать некую летающую лодку, и 24-го числа того же месяца Морской генеральный штаб просил командира Петербургского порта о даче фирме официального заказа на аппарат под мотор «Гном» 80 л. с. Подписи на контракте, по которому весь проект первоначально оценивали в 9 тыс. рублей, появились лишь через месяц, 23 октября, и теперь он стоил на 300 рублей больше. При этом 50% всей суммы уплачивались после успешных испытаний, в Москве или Париже, двигателя «Гном», еще 25% — после его освидетельствования на заводе представителями флота, а остаток — по окончательной приемке всего самолета. Работу предстояло завершить к 23 декабря, с возможной отсрочкой опробования аппарата до мая 1914 г. — по причине зимы. Отдельный пункт договора гласил, что мотор и сама летающая лодка оставались бы, соответственно, в собственности ПРТВ и Морского ведомства в случае неудачных сдаточно-приемных опытов. В ходе их проведения гидроплану предстояло подняться не более чем за 10 минут на высоту 300 м — во время 30-минутного полета, и спланировать со 100 м после еще одного, но 15-минутного, вылета.

Д. П. Григорович, ответственный за создание машины, внес значительные изменения в базовую французскую конструкцию, от которой он отталкивался. «Доннэ-Левек» представляла собой одномоторный двухстоечный биплан с плоскодонным корпусом; являясь по каталогу трехместным аппаратом типа Ц с размахом верхнего крыла 10,50 м, на деле она была, по всей видимости, гибридной моделью с расположенными тандемом сиденьями для двух пилотов и максимальным размахом 9,50 м. Без сомнения, некоторые размеры крылатого творения ПРТВ и его французского оригинала отличались друг от друга, но близкое родство обоих самолетов замечалось без труда, особенно при взгляде на их корпуса. У щетининского аппарата последний образовывался каркасом из лонжеронов и брусьев из ясеня и шпангоутов из ясеня и липы и обшивки из березовой фанеры толщиной 3 мм (верх носовой части и борта в хвостовой) и 5 мм (передняя часть до конца кабины и днище в хвосте). Днище редана состояло из двух слоев по 5 мм каждый, а его конец, начиная с расстояния 50 см от заднего края — из трех 5-мм слоев. Сборка деталей осуществлялась посредством шурупов из желтой меди, а весь корпус делился на 6 водонепроницаемых отсеков, из которых второй и третий являлись кабинами для пилота и пассажира. Внутри лодка покрывалась смолой, а сиденья экипажа красились в серый цвет. Лонжероны крыльев делались из липы или сосны, корневые коробчатые нервюры — из ясеня, промежуточные нервюры — из липы. Стойки коробки крыльев были цельными, изготовленными из американской сосны. Крылья обтягивались льняным полотном, как и стабилизатор полукруглой формы с остовом из ясеня, овальных очертаний киль и все поверх-

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.