Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Аппараты Щетинина и Григоровича - Страница 13

Служба аппарата оказалась недолгой и продолжалась до 2 декабря 1914 г. В тот день, или даже несколько раньше, лейтенант А. А. Тучков, возглавлявший Воздухоплавательное отделение МГШ и желавший научиться летать, оторвался от воды на 2-й авиастанции в Кильконде, что на острове Эзель, и взял курс на маяк Фильзанд, около которого развернулся назад и пошел по ветру на высоте 30-40 м. Заходя у базы на посадку против ветра, на вираже он потерял скорость, скользнул на левое крыло, стал падать и задел землю правой верхней плоскостью. Самолет ударился о грунт под углом 45 градусов, находясь вверх днищем (!), и совершенно разбился. Его и мотор списали за счет казны, а неудачливый пилот-практикант остался, по счастью, жив, несмотря на ранения.

Сведения о контракте на аппарат М-1

Дата контракта  Число заказанных Заводские номера сданных

Аэропланов  аэропланов

Октябрь 23 1913  1 -

УСЛОВИЯ: 9 тыс. 300 руб. за аппарат с мотором, срок исполнения 23 декабря 1913 г. (выполнен 18 декабря 1913 г. — 6 июня 1914 г.)

Сведения об использовании аппарата М-1 на Балтике, 1914 г.

Флотский номер

Заводской номер

Дата приемки

Примечания

Щ-1

-

Июнь 6 1914

Списан после аварии 2 декабря 1914 г.; пилот лейтенант А. А. Тучков ранен

1 Химический состав, по-видимому, лак, для обработки обшивки.

Щетинин: Григорович тип М-2/М-4

Характеристики аппарата, называемого нами моделью М-1, оказали не слишком благоприятное впечатление на руководителей флотской авиации, но те пока еще не имели сколь-нибудь четких представлений о путях развития начатого ими и вверенного им дела. Потому, не спеша отдавать предпочтение тому или иному типу морского самолета, авиаторы маневрировали, осматриваясь и выжидая. Показателен документ от 28 июня 1914 г., с небольшими сокращениями цитируемый ниже:

«Морской генеральный штаб <...> выходя из положения, что крайне желательно положить начало постройки у нас гидроаэропланов, выносит следующее заключение:

1.  По готовности "Летающей лодки", сконструированной и строящейся на заводе Товарищества С. С. Щетинина и К°, представить возможность заводу произвести испытания при авиационной станции в Порту Императора Александра III, но при непременном условии, чтобы пилот был от завода.

2.  В случае успеха испытаний "Летающая лодка" будет приобретена для нужд авиации Балтийского моря.

3.  В случае, если при дальнейшей своей деятельности "Летающая лодка" даст хорошие результаты, Морской генеральный штаб предполагает заказать несколько таких лодок при условии исправления замеченных недостатков».

А дальше случилась война, и, зная о ее приближении, 18 июля капитан 2 р. Б. П. Дудоров просил МГШ без промедления купить у ПРТВ и РБВЗ все гидроаэропланы — как готовые, так и те, что могли быть собраны за короткий срок. В таких обстоятельствах С. С. Щетинин отдал распоряжение о выпуске четырех летающих лодок, тогда как подписание официального контракта на их производство состоялось 29 июля (по другим данным, даже 29 июня). Программа постройки машин, называемых каждая «летающей лодкой № 2», а затем аппаратом «Морской-2» (иначе М-2), определялась следующим расписанием: завершение первого самолета к 7, второго — к 12, третьего — к 17 и четвертого — к 23 августа 1914г. Стоимость гидроплана составляла 8 тыс. рублей, а 4 мотора «Гном» мощностью от 80 до 100 л. с. ожидали теперь от Морского ведомства. В ходе сдаточных испытаний аппаратам предстояло покорять высоту 500 м за 12 (при 100-силыюм двигателе) или 15 минут (при 80-сильном), неся при этом полезную нагрузку в 75 кг — не считая веса экипажа и запасов бензина и масла, достаточных для 3-часового вылета.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.