Тип М-17, М-18, М-19 и другие.......................................... 88
Тип М-20 ........................................................................ 91
Записки о воздушном радиотелеграфировании................................................ 96
Список использованной литературы............................................................... 111
ПЕРВОЕ
РОСШИЕ Т-во вощоплшш.
(Основано всь 1909 году).
Поставщики:
Военнаго Министерства. Отдела В оз душна го Флота.
Первый въ Россій заводь по постройкЪ самолетовъ.
Заводь удостоенъ высшихъ наградъ Военнаго Министерства, ИМПЕРАТОРСКАГО Русскаго Автомобильнаго О-ва, ИМПЕРАТОР-СКАГО Русскаго Техническаго О-ва:
„За насажденіе воздухоплавательной промышленности въ Россів". „За заслуги Т-ва въ области воздухоплавательной техники, проявленную йнйціатйву и солидную постановку дЪла на эавод% Т*вац. „За образцовую постройку аэроплановъ въ Росс1и“.
САМОЛЕТЫ, построенные заводомъ Т-ва въ 1911 году получили: Первый ПАССАЖИРСШЙИРИЗЪ перелета Петербургъ—Москва. Первый КОНСТРУКТОРСКІЙ ПРИЗЪ Военнаго Ведомства.
Заводь строить:
Самолеты вс'Ьхъ системъ.
Запасныя масти къ нимъ.
Винты для самолетовъ.
Разборные сараи для самолетовъ.
ІІІІІП Л Я ЛОТІШІ/ПОІ.' (Летчики-руководители А. А. Васильевъ и
Ш HU Л Cl Ли I |ИНии D. П. В. Евсюковъ). Въ 1911 году школой летчи-
Ковъ Т-ва выпущено двадцать летчиковъ (пйлотовь-авіаторовь, ди-
Пломированныхъ И. В. А.-К).
МЕХАНИЧЕСК1Й ЗАВОДЬ Т-ВА.
С.-Петербургъ, Корпусная ул., соб. д. № 3.
Телефоны

Телеграфный адресъ: „СПБургъ, Гаиаюнъ".
Тт ( С. С. Щетининъ.
Директора-распорядители {
[ М. А. Щербаковъ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга, представляемая Вашему вниманию, должна стать первой в серии «Воздушные суда Российского императорского флота». Хочется надеяться, что она содержит наиболее полный на сегодняшний день рассказ о морских авиаконструкциях заводов С. С. Щетинина и Д. П. Григоровича, тогда как следующие тома посвящаются прочим русским производителям и изобретателям и их аппаратам, самолетам зарубежных фирм, аэростатам и дирижаблям. Не исключено, что некоторые другие сопутствующие темы также не будут забыты.
Воздушная служба Российского императорского флота зародилась летом 1894 г., когда команду армейских аэронавтов прикомандировали к Практической эскадре морских сил Балтийского моря для участия в поисках башенной лодки «Русалка», исчезнувшей вместе со всем экипажем в предыдущем сентябре. Из-за не вполне объяснимого промедления этот первоначальный опыт не получил должного развития, и только одобренная 7 лет спустя, в 1901 - м, программа экспериментов с морскими воздушными шарами позволила начать целенаправленные испытания. Местом их проведения стал Севастополь, где временная воздухоплавательная станция, вскоре переименованная во временный воздухоплавательный парк, не без успеха работала до 1904 г., а затем правильный ход дел нарушился в связи с русско-японской войной и матросскими мятежами на Черном море.