Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Аппараты Щетинина и Григоровича - Страница 3

С другой стороны, конфликт на Дальнем Востоке все же привел к резкому росту флотского воздухоплавания, но основные усилия направлялись, естественно, на организацию двух парков в Порт-Артуре и Владивостоке и на переоборудование купленного в Германии лайнера «Лан» в аэростатоносец «Русь». Однако вместе с проигранной войной почти закончилось и летание на воздушных шарах, так как Морское ведомство не имело ни денег, ни стремления к продолжению дела и поддержанию его на сколь-нибудь достаточном уровне.

К счастью, Севастопольский парк уцелел и, пережив период забвения, в 1910 г. принял первый аэроплан военно-морских сил, «Антуанетт» французской постройки. Г од 1912-й ознаменовался учреждением двух авиационных отрядов, одного в Севастополе и одного в Петербурге, причем черноморский оказался первенцем среди регулярных подразделений флотских пилотов. Еще примерно через полтора года завод С. С. Щетинина, также известный как «Первое российское товарищество воздухоплавания» (ПРТВ), построил летающую лодку системы Д. П. Григоровича.

Этот гидроаэроплан явился первой летающей лодкой означенных фабриканта и конструктора и первой летающей лодкой, изготовленной в России. Прошло совсем немного времени, и аппараты, собранные на ПРТВ, стали наиболее многочисленными из всех, находившихся на вооружении Императорского флота в период первой мировой войны. Как служащий компании Д. П. Григорович участвовал в создании всех или почти всех морских самолетов, производившихся ею, но они чаще назывались гидропланами Щетинина. Весной 1917 г. инженер открыл собственное дело, и тогда проектировавшиеся им машины получили известность как аппараты Григоровича. Таким образом, в настоящем томе речь пойдет о продукции двух фирм и разработках их главного конструктора, причем, в отличие от более поздних традиций советских лет, имя изготовителя главенствует в обозначении того или иного самолета. Нужно также особо отметить тот факт, что, за исключением особо отмеченных, все приводимые ниже даты даются по Юлианскому календарю (старый стиль), применявшемуся в России до 1 февраля 1918 г. и отстающему в нынешнем столетии от Григорианского (новый стиль) на 13 дней. Орфография и пунктуация цитируемых документов сохранены.

Еще более необходимо выразить искреннюю признательность всем частным лицам и организациям, так или иначе помогавшим в работе над книгой и, в конечном итоге, сделавшим ее появление возможным, а именно:

Августу Блуму, США Г арри Вудмэну, Англия Найджелу Иствэю, Англия Сергею Кульбако, Белоруссия Пентти Маннинену, Финляндия Г еннадию Петрову, Россия Ирэ Тойванену, Финляндия Келлу Экстрему, Финляндия

Российскому государственному архиву ВМФ (РГА ВМФ), Россия

Центральному государственному архиву кинофотофонодокументов (ЦГА КФФД), С.-Пб., Россия Аландскому музею, Мариехамн, Аландские острова, Финляндия

Мой долг назвать с благодарностью имена и других людей, не отказавших в помощи:

Михаила Бухмана, Израиль Серата Гувенча, Турция Алексея Иванова, Россия Александра Каплюка, Россия Виктора Куликова, Россия

Часть 1

ЩЕТИНИН

Тринадцатого июля 1909 г. С. С. Щетинин, юрист по образованию и почитатель авиации по пристрастию души, и Я. М. Гаккель (см. том 2) основали акционерное общество «Товарищество Биплан ЯМГ», ставившее главной своей целью строительство аэроплана «ЯМГ»/«Гаккель-1» в мастерских на Коломяжском ипподроме. Уже к январю 1910 г. партнеры, «не сойдясь характерами», расстались, после чего Щетинин вступил в деловые отношения с богатым московским капиталистом М. А. Щербаковым, что привело к учреждению компании, чье полное название звучало следующим образом: «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания С. С. Щетинина и К0 / Аэротехническое акционерное общество М. А. Щербакова и К0 — ГАМАЮН». Ее контора находилась на Невском проспекте в доме 28, а завод — на Корпусной улице, 3. Еще во времена сотрудничества с Гаккелем начались неудачные испытания некоего геликоптера неизвестной конструкции и сборка аппаратов «Россия А» и «Россия Б» инженера Н. В. Ребикова1, а к августу 1911 г. ПРТВ имело на своем счету около 30 изготовленных самолетов, тогда как численность персонала фирмы приближалась примерно к 100 рабочим и служащим, способным обеспечить выпуск 5-6 аэропланов в месяц. В феврале следующего года производственные площади ПРТВ достигли 3 тыс. 180 кв. м и вмещали сборочную, деревораспарочную, деревообделочную, механическую, сварочную, обойную и малярные мастерские и кузницу, чьи станки приводились в движение тремя электромоторами.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.