Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Аппараты Щетинина и Григоровича - Страница 5

Кроме станции в Круглой бухте, С. С. Щетинин надеялся основать в Севастополе сборочный цех, для чего просил о выделении участка земли общей площадью 82 тыс. 200 кв. м. Проект обсуждался, но к концу 1917 г. владения ПРТВ выглядели следующим образом: контора, завод и испытательно-сборочное отделение, плюс испытательная станция в Петрограде (адреса, соответственно: Большая Гребецкая улица, дом 73, телеграфный код ГАМАЮН; Корпусная улица, дом 3; Комендантский аэродром; Крестовский остров) и еще одна сдаточно-испытательная станция в Севастополе (телеграфный адрес ГИД-РОМЕГА).

Из сказанного очевидно, что Щетинин сумел изрядно расширить свои столичные владения. Шестого июля 1916 г. он известил МГШ о ликвидации заказов Военного ведомства, следствием чего явилась посланная в Управление военно-воздушного флота просьба Воздухоплавательного отделения о переходе ПРТВ на выполнение контрактов исключительно Морского министерства. Десятого октября лично Морской министр И. К. Григорович ходатайствовал перед командиром Петроградской крепости о передаче участка площадью около 4 гектаров: обоснованием служил тот факт, что на Комендантском аэродроме на арендуемой у Императорского всероссийского аэроклуба земле компания заканчивала возведение нового завода и нуждалась в складе.

Фабрикант имел все основания думать об увеличении производственных мощностей. В 1916 г. он получил заказы на 105 аппаратов типа М-5, 165 М-9, 75 М-11, 100 М-15, 50 М-16 и 10 ГАСН, а в

План участка ПРТВ на Крестовском острове, 1916 г. С 1 июля испытательной станцией заведовал инженер компании Е. К. Семенов. Позднее на этом же месте возвели два свайных, соединенных помостом ангара-навеса общей длиной 79 и шириной 10 саженей (184,7 х 23,4 м).

Из коллекции РГА ВМФ 418/1/2384/35.

Следующем году общее число просимых у компании гидроаэропланов грозило достигнуть 1 тыс. 800-2 тыс. единиц. Однако при тогдашних условиях такой объем работ вряд ли мог быть исполнен, и в июле 1917 г. месячный выпуск ПРТВ составлял около 40 аппаратов. По всей вероятности, Морское ведомство и производитель возлагали все надежды на ярославльский филиал, которому предстояло также строить истребители «Спад» и многоцелевые бипланы типа «Ди-Эйч-Найн» («Де Хэвиллэнд-9»). Первую партию в 20-30 крылатых машин ожидали, по плану, в январе 1918г., но, как уже говорилось, вся программа обернулась всего лишь «воздушным замком», исчезнувшим вместе с налетевшими порывами злого холодного ветра.

Великие революционные потрясения начала 1917-го не обошли ПРТВ стороной, и, например, 24 февраля 1 тыс. 520 рабочих компании объявили забастовку, дабы поддержать товарищей на других промышленных предприятиях Петрограда. Подобные действия способствовали отречению Императора от престола и крушению монархии в России; для фирмы же главная в то время угроза заключалась скорее в «моторном голоде» и нехватке необходимых материалов. По сложившейся с первого военного года традиции снабжение производителя авиадвигателями являлось обязанностью заказчика, но суть проблемы крылась в другом: недостаточно развитая отечественная индустрия не могла справиться с задачей обеспечения русской авиации нужным числом силовых установок, в то время как поставки техники из-за рубежа часто срывались по различным причинам.

Неквалифицированные и недисциплинированные рабочие кадры военного времени и дефицит материалов осложняли ситуацию до крайности, и нет ничего странного в том, что продукция завода ПРТВ не отличалась, мягко говоря, слишком высоким качеством, ко всему прочему «хромавшим» еще с предвоенных лет. Команда наблюдающих офицеров, посылавшихся на предприятие с самого начала строительства морских аэропланов, едва ли могла исправить положение, так как она только контролировала выполнение контрактных условий и играла роль «толкача», почти не влияя на технологический процесс, заготовку материалов и подбор персонала. Для подтверждения этого грустного факта ниже приводится цитата из рапорта подпоручика Г. Я. Эрдели, писавшего 17 февраля 1917г.:

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.