Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Аппараты Щетинина и Григоровича - Страница 6

«<...> Ввиду частого отсутствия на рынке тех или иных материалов, ввиду того, что аппараты фактически отправляются в Севастопольское филиальное отделение того же завода, ввиду загруженности завода аппаратами из-за бывшего отсутствия моторов, я часто допускаю отправку аппаратов, не законченных вполне. Так был отправлен целый ряд М-9 без баков из-за отсутствия меди на рынке; так могут быть отправлены в Севастопольское отделение завода аппараты без картодержателей или чехлов за временным отсутствием целлулоида или парусины <...>».

Любопытно, что ввод в действие производства на Комендантском аэродроме породил неожиданную ситуацию. Восемнадцатого апреля уже знакомый нам подпоручик Эрдели докладывал о том, что в предыдущем году изготовленные на Петроградской стороне на Гребецкой улице аэропланы достаточно быстро собирались и испытывались на Крестовском острове. Теперь же рабочие сначала демонтировали летающие лодки на Комендантском аэродроме, затем доставляли их на Крестовский, там снова собирали, готовили к полетам, сдавали заказчику в ходе испытаний в воздухе, снова разбирали и везли обратно на Комендантский. Там принятые флотом машины упаковывались в ящики, грузились на платформы и отправлялись по окружной дороге на вокзал, где начинался их путь к морю. Все вместе, в зависимости от погоды, занимало от 10 до 12 дней, и дабы ускорить процесс, наблюдающий офицер предложил посылать аппараты в авиаотряды без предварительных сдаточных опытов, опробуя лишь моторы. Он аргументировал свой план тем, что все части летающих лодок производились по шаблонам, многие штамповались, а потому гидроаэропланы выходили со стапелей почти идентичными, отличаясь только характеристиками своих силовых установок. Вследствие этого было достаточно проверять по полной программе лишь двигатели и 1 аппарат из каждых 10 построенных. Командование воздушных дивизий, заинтересованное в быстрейшем прибытии новой техники, поддержало идею Эрдели, но приказало опробовать всякий самолет по доставлении его в часть и, в случае каких-либо неполадок, недоразумений или сомнений, требовать от завода официальной сдачи дефектной машины на месте, то есть в Ревеле, Або или Севастополе. Второго мая 1917 г. МГШ сообщил об этом в Главное управление кораблестроения (ГУК).


План расположения участков ПРТВ и других организаций на Комендантском аэродроме, 1916 г. Из коллекции РГА ВМФ 418/1/1401/250.

Таблица 1

Некоторые статистические данные о заводе ПРТВ*

Год основания

1909

Площадь строений к 1918 г., кв. м

14 720

Площадь территории, кв. м

15 542

Мощность энергетических

350

Установок, л. с.

Количество двигателей

34

Количество станков

43

Количество служащих в 1917 г.

Около 300

Количество рабочих в 1914 г.

400

1915 г.

700

1917 г.

1470

Количество сданных

Аппаратов за период 1909-1917 гг.

1354

Даются по книге В. Б. [Лаврова «История конструкций самолетов в СССР». М.: Машиностроение, 1978. Т. 1. С. 254—255.

Уход Д. П. Григоровича, случившийся весной 1917г., стал новым ударом для фирмы, сохранявшей, однако, способность производить самолеты новых зарубежных моделей и сконструированные до возникновения неурядиц морские аэропланы прежних типов, а вдобавок к ним —новые гидроаэропланы, теперь по лицензии. Без сомнения, компания могла попытаться устранить, по крайней мере частично, имевшиеся изъяны в качестве продукции, которые, надо сказать, донимали не только ее, но и другие авиастроительные предприятия. Ситуация не была так плоха, как казалась, но переворот 25 октября 1917 г. предопределил развал российской государственности, и гражданская война приняла острую открытую форму. Ко дню подписания декрета о национализации в июне 1918 г. бывший завод С. С. Щетинина, по злой иронии сохранивший не вполне созвучное новым порядкам имя «Гамаюн»1, уже почти остановился; к этому времени его отделение в Севастополе, как и весь город и военно-морская база, попало в руки кайзеровских войск. В период с 1918 по 1920 гг. станция в Круглой бухте оказалась «благополучно» разграбленной германцами, англо-французскими интервентами и местными обывателями. Станция на Крестовском острове, объединенная с Опытным аэродромом при Петроградской школе морской авиации, пережила хаос Гражданской войны, а в начале 20-х гг. существовал даже план создания там международного аэропорта на линии, связывавшей бы скандинавские государства с Закавказьем и Персией.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.