Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Августейший поэт - Страница 4

Мысль о несовместимости мирской Державной власти и молитвенного отрешения царствующей персоны от мирской суеты была пущена, вброшена в обиход с тяжелой руки Иоанна Грозного, который был убеждён, что сын его Федор «не способен управлять Россиею и не мог бы царствовать долго», а посему приставил к «пономарю на троне» пятерых именитых мужей — «в советники и блюстители».

Отчий приговор пошел гулять по всем историческим скрижалям. Дословно повторит оценку царя Феодора Н. М. Карамзиным профессор русской истории Сергей Михайлович Соловьев в своих монументальных фолиантах ¦ Истории России с древнейших времен»: «...неспособен к правлению» ... «хотя вступил на престол и возрастным, но БЫЛ МЛАДЕНЦЕМ по способностям» (СПб., 1896. С. 535).

Мнение это столь часто повторяли, что уж оно представляется непреложным, и ни у кого не возникает охоты его ревизовать.

И в драме Алексея Константиновича Толстого сам главный персонаж — царь Феодор постоянно подчёркивает свою властную несостоятельность и упорное нежелание вершить мирской суд над людьми.

«Я не хотел престола. Видно, Богу Угодно было, чтоб не мудрый царь Сел на Руси».

И тем не менее в летописях и пристрастных свидетельствах современников, включая и иноземных, сшибаются в противоречиях образ вялого царя, только и умеющего, что на обедни в церкви стоять, и небывалое благоденствие Руси во время его правления. Так, польский посол Сапега доносит своему королю Стефану Баторию личные первые впечатления о молодом царе: «Мал ростом, говорит он тихо и очень медленно; рассудка у него мало, или, как другие говорят и как я сам заметил, вовсе нет. Когда он во время моего представления сидел на престоле во всех царских украшениях, то, смотря на скипетр и державу, всё смеялся...»

А вот что говорил другой поляк: архиепископ — примас Карн-ковский: « А слышал я от пленников литовских, что государь ваш набожный и милостивый и государыня разумна и милостива не только до своих людей, но и до пленных; пленников всех государь ваш освободил и отпустил даром». И действительно, после неудачной Ливонской войны, закончившейся при Иване Грозном, «Феодор, — пишет Карамзин, — движимый единственно человеколюбием...освободил 900 военопЛениных...» в день своего венчания на царство.

Неблагодарная, да и неразрешимая задача — размежевать замыслы и деяния Годунова с долей государева в них участия. Но честь утверждения Патриаршества на Руси — детище Феодорово, по духу и по сердцу. Благодаря этому акту, международный авторитет Москвы возвышался до уровня «Третьего Рима». АВТОРИТЕТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СЛУЖИЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ ЕДИНЕНИЯ РУСИ.

Первым вселенским святителем считался Патриарх Константинопольский, хоть давно уже Константинов Царьград был покорён «безбожными племенами Агарянскими». За ним следовал Патриарх Александрийский.

Третий же — Московский и всея Руси — Иов. Общий хор историков приходит к выводу, что (цитирую С. М. Соловьёва) «в тринадцатилетнее царствование Феодора Земля имела возможность поустроиться» после Ливонской войны и опричнины, которую историк Г. П. Федотов считает гражданской войной, учинённой Иваном Грозным против народа своего отечества. При Феодоре, — продолжаю мысль Соловьёва, «продолжительных войн не было, а правитель Годунов...любил показывать своё попечение о благе общем... и потому современники имели право прославлять царствование Феодора, как счастливое, безмятежное, в которое и начальные люди, и всё православное христианство начали от бывшей скорби утешаться».

Вот ведь загадка какая: на троне «дремлет» «слабоумный», у трона в смертельных объятиях властолюбец с патриотами, а государство процветает. Сами же «вельможи русские», выступая на сейме в Польше, горой стояли за своего «Помазанника Божьего»: «Не видим ли в нём монарха человеколюбивого и мудрого? Мог ли бы он без ума править россиянами, непостоянными и лукавыми? ...Федор и в России не тиранствует, но любит подданных и любим ими» (Карамзин Н. М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. IX—XII. С. 239).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.