Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Азбука геральдики - Страница 10

Отведено в геральдике место и мехам, причем использовались только два — горностай и белка.

Белка — наиболее распространенный в Европе пушной зверек, не скомпрометировавший себя никакими дурными качествами. Лиса чересчур хитра, волк — злобен, заяц — труслив, хорек дурно пахнет и т. п. Что же касается горностая, то он долгое время до того, как в Европу завезли кошек, был домашним зверьком и спасал наших предков от нашествий полчиш крыс и мышей. Люди подметили еще одно качество этого зверька — его исключительную чистоплотность. Все свободное от еды и сна время он посвящает уходу за своей шубкой. Один из средневековых герольдов, характеризуя горностая, писал: "Маленький этот зверек до того чистоплотен, что лучше даст себя поймать, чем перейдет через мокрое или нечистое место, чтобы не замарать своего хорошенького меха».

Мехом горностая подбивались королевские мантии, и поэтому его часто называют королевским. Графически мех горностая изображают хвостиками в серебряном поле, а беличий — белыми и голубыми шкурками, расположенными в шахматном порядке.

Основное и принципиальное правило геральдики гласит, что нельзя накладывать эмаль на эмаль, металл на металл, мех на мех.

Р4


Ч


140. Большой герб Российской империи. 1800

Жлащ, мямжт, шлт

141. Изображение намёта — изорванного рыцарского плаща

И г

142. Намёты на шлемах — память о попытках защититься от палящих лучей аравийского солнца


143

143. Гербовый дворянский шлем


144. Бурелат - тканевый жгут цветов герба

Одним из важнейших элементов, обращающих на себя внимание при изучении дворянского герба, является изысканное украшение, которое обрамляет щит. Оно напоминает листья аканта, красиво ниспадающие сверху по обе стороны щита. Это стилизованное изображение рыцарского плаща, который в Аравийской пустыне был исключительно необходимой и незаменимой вещью. Плащ защищал кольчужные доспехи воина и от дневного палящего солнца, и от ночного холода. Мы уже говорили, что, воюя с быстрым противником, рыцарь не снимал доспехов ни на минуту, не расставался он, разумеется, и с плащом. Плаш крестоносца, возвратившегося из Палестины домой, представлял собой висящие клочья.

Именно эти обрывки плаща, столь романтично и эффектно изображенные в виде стилизованных листьев аканта, помещались у щита. В геральдике этот плащ получил название намёт. Как правило, намёт изображается двух цветов, так как у плаща иногда имелась и подкладка. Цвета намёта в гербах перекликаются с эмалями полей щита.

Реже щит «облачен» в горностаевую мантию. Конечно, простой воин не мог снять доспехи и понежиться на солнце, но короли, крупные феодалы и представители высшей аристократии — пэры — могли себе это позволить. Под защитой собственного войска, в своем шатре они разрабатывали планы будущих сражений и даже пировали. На их плечи были накинуты пурпурные мантии, подбитые мехом. Их мантии не доводились до такого плачевного состояния, как рыцарские плащи, а посему на гербах мантия всегда чиста и располагается вокруг щита красивыми складками. Сверху по бокам мантия схвачена шнурами и очень напоминает оформление

145. Герб графа И. ф. Паскевича-Эриванского. 1828

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.