Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Балтийский флот в битве за Ленинград - Страница 2

На стапелях и у достроечных стенок петроградских заводов стояли корабли, строившиеся по «Большой судостроительной программе» 1912г.—линешше крейсера типа «Измаил», легкие Iqюйccpa тина «Светлана», эсмйнірі типа «Новик», подводные лодки типа «Барс», Tpa/H»njHKH и другие корабли и вспомогательные суда. В октябре 1917 г., буквально накануне революции, в Петроград были также приведены педостроеіпше корабли с заводов Ревеля (Таллина).

Оценивая состояние флота в начале 1921 г., М. В. Фрунзе писал: «В общем ходе революции и случайностях Граяс-данской ВОЙІШ на долю морского флота вьшали особешю тяжкие удары.

В результате их мы лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного большинства ОПЫТІПЯХ и 3iiaionjHX командиров, игравших в жизни и работе флота еще большую роль, чем во всех других родах оружия, потеряли целый ряд морских баз и, наконец, потеряли основное ядро и рядового краснофлотского состава.

В сумме все это означало, что флота у нас нет» (Боевая летопись. С. 473).

Состояние флота было специально рассмотрено в марте 1921 г. на X съезде РКП(б), который постановил: «..л соответствии с общим положением и матерйалып>імй ресурсами Советской республики, принять меры к возрояедению и укреплению Красного воеіпюго флота».

21 апреля 1921 г. приказом Революционного Совета Республшш (РВСР) флот Балтийского моря был переформирован в Морские силы Балтийского моря (МСБМ). РВСР принял также решение о дальнейшем сокраіцеішй флота и утвердил новый состав РККФ на 1921 г. В составе МСБМ предполагалось иметь линкор, 16 эсминцев в кампании и 8 — в резерве, 9 подводных лодок в кампании и 2 — в резерве, 2 канонерские лодки, минный заградитель, 5 торпедных катеров, 31 тралыцик, 277 вспомогательных судов и плавсредств.

9 сентября 1921 г., впервые после Гра>кдапской войны. Начальник Морских сил М. В. Викторов произвел смотр практической эскадры МСБМ и морской іфспостй Кронштадт.

Приказом РВСР от 12 мая 1922 г. в целях сокраіцеіійя флота и вывода усгаревпшх кораблей из боевого состава была произведена peopraHHsaijna морских сил. Специальными техническими комиссиями были обследованы все корабли и суда. Для сдачи на слом были переданы не пригодные к восстановлению по техническому состоянию 3 линейных корабля, 6 крейсеров, ряд эсминцев, подводных лодок, вспомогательных судов, а также недостроенные линейные ісрейсера «Кшібуріі», «Наварип» и «Бородшю». Часть орудий, снятых с этих кораблей, установили на Iqюнштaдтcкиx фортах. К концу 1922 г. в составе РККФ остались в основном совремеіпп>іе корабли и вспомогательные суда.

В слсдуюіцем, 1922 г. были проведены первые после окоіріаішя Гражданской войны ллапевры. В них участвовали линкор «Марат», дивизионы эскадренных миноносцев (6 единиц), подводных лодок (7 единиц), отряд траления (11 тралыциков), две канлодки, учебное судно, вспомогательные суда, 13 самолетов и морская крепость Кронштадт.

Отрабатывалась задача по отражению морскими силами и крепостью вторжения неприятельского флота в восточігую часть Финского залива и захвата противником советского побережья.

С 5 по 7 октября отряд кораблей в составе линкора «Марат», 6 эсминцев, 3 подводных лодок, 4 тральщиков и посыльного судна совершил дальний поход до острова Мохни (Экхольм). Он проходил в слояаіых штормовых условиях. Из-за сильного волнения подводігые лодки и посыльное судно вынуждены были верігугься в Кронштадт. В октябре 1922 г. учебное судно «Оксан» («Комсомолец») совершило дальний поход по Балтийскому морю до Кильской бухты.

Большую роль в возрождении флота сыграл комсомол, который 16 октября 1922 г. па своем V съезде прйігял шефство над РККФ. В течение трех месяцев этого года на флот было мобилизовано около 3000 комсомольцев.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.